Несмотря на то, что вовлеченность персонала стала чем-то вроде моды в сфере трудовых ресурсов, сложно отрицать, что она действительно имеет определенное значение. На самом деле, рациональные метааналитические исследования показывают, что высокие уровни вовлеченности способствует быстрому улучшению самочувствия, работоспособности и определенной стабилизации. Например, бизнес-единицы с вовлеченными работниками, как правило, показывают большую эффективность, если измерять в единицах «доход» и «прибыль», а организации с более деятельными сотрудниками обычно предлагают услуги более высокого качества и имеют высокие оценки потребителей.
При этом, кажется, что вовлеченность не всегда имеет смысл. Для начинающих: соответствие между вовлеченностью и результатами деятельности далеки от идеала, что означает, что отдельно взятые заинтересованные лица и команды не всегда достигают результатов, которых от них ожидают руководители. К тому же некоторые руководители обнаруживают, что команды, которые показывают наилучшие результаты, зачастую оказываются среди наименее удовлетворенных. Как такое может быть?
Подробное пояснение таково: в то время как вовлеченность является определяющим фактором результативности, на результативность также влияют и другие факторы – и иногда они гораздо важнее вовлеченности. Например, недавно проведенное исследование Google показало, что основными движущими силами результативности эффективной команды является открытая и безопасная культура, четкие цели и большая целеустремленность. Более того, научные исследования показывают, что способность приходить к правильному заключению и принимать верные решения может повлиять на результативность деятельности команды и всей организации помимо вовлеченности. Это служит объяснением того, почему некоторые руководители, такие как Стив Джобс или Джефф Безос, могут быть настолько успешны, несмотря на то, что не проявляют сверхчеловеческих способностей или эмоционального интеллекта: вам все может сходить с рук, если у вас также есть способность к умозаключению и четкое представление о развитии компании.
Также правдоподобно звучит и то, что вовлеченность сама по себе может стать препятствием для прогресса, если впадать в крайности. Когда работники слишком сфокусированы на выполнении задачи, они, вероятно, не будут сильно заботиться о продвижении вперед, и, как подсказывает эффект «с жиру беситься», фактически любое психическое свойство станет проблемой на очень высоких уровнях: например, честолюбие и целеустремленность превратятся в корыстолюбие, самоуважение обернется нарциссизмом, а творческое мышление перейдет в некую эксцентричность.
По нашему мнению существует четыре потенциальные угрозы, которые высокие уровни вовлеченности ставят перед компаниями.
Принятие существующего положения дел. Для большинства компаний атмосфера конкурентной борьбы является чем-то непрекращающимся. Чтобы добиться успеха, им приходиться постоянно идти на уступки и подстраиваться. Хотя согласно многим исследованиям у людей с позитивным мышлением гораздо больше идей, большинство руководителей понимают, что на самом деле инновации и перемены требуют неугомонности и неудовлетворенности существующим положением дел, чтобы стимулировать продвижение вперед к поставленной цели. Когда дело доходит до вовлеченности, возможно, что гордые и мотивированные работники не принимают новые способы ведения дел, поскольку изменение кажется им противоречащим здравому смыслу или даже чем-то пагубным. В свою очередь исследование показывает, что люди, которые с оптимизмом смотрят на свою работоспособность, прекращают попытки измениться к лучшему, в то время как разочарованные и неудовлетворенные люди, как правило, находят творческое решение, если они заинтересованы и получают надлежащую поддержку. Итак, опасность для руководителя возникает тогда, когда его вовлеченные сотрудники всем довольны или заносчивы, если при этом отсутствует самокритика в достаточной степени. Неудивительно, за последние 30 лет возникло так много компаний, которые испытывают большую гордость за свою деятельность, но не выражают достаточное недовольство или подозрительность, чтобы опережать конкурентов. В качестве примера можно назвать Nokia, Kodak и Yahoo! . Само собой разумеется, что прогресс обычно происходит благодаря людям, которые не принимают текущее положение вещей и не испытывают достаточной удовлетворенности, чтобы просто сидеть сложа руки. Они ищут возможности для перемен.
Подталкивание персонала к выгоранию. Когда сотрудники вовлечены в рабочий процесс, существует высокий риск того, что такие чрезмерно заинтересованные работники настолько погрузятся в работу, что забудут о других важных аспектах своей жизни. Исследования показали, что высокововлеченные работники страдают от взаимовлияния работы и семьи более часто, и что люди, которые не умеют грамотно распределять время, могут причинить вред своему здоровью. Даже если бы компании одобряли воодушевленный трудоголизм, такая перспектива не обещала бы долговременного благополучия работника, равно как и долговременного успеха для компании. Когда вовлеченные работники выгорают, качество их работы может пострадать .
Несправедливое выделение определенных типов личности.
Несмотря на то, что некоторые люди признают это, на формирование вовлеченности влияют не только случайные обстоятельства: влияние оказывает и тип личности. Согласно нашему исследованию работники, которые по своей природе более оптимистичны, позитивно смотрят на вещи, эмоционально устойчивы, исполнительны и являются экстравертами, как правило, проявляют большую вовлеченность, вне зависимости от обстоятельств. Прием на работу сотрудников, которые по своей природе более оптимистичны, для того, чтобы (искусственным путем) повысить показатели вовлеченности, не приведет к улучшению производительности или повышению эффективности; однако, это подразумевает несправедливое исключение людей, которые более пессимистичны, требовательны, меланхоличны или являются интровертами. Только представьте ситуацию, если бы Tripavisor или Amazon отображали отзывы только очень дружелюбно настроенных и приветливых клиентов – рейтинги были бы высокими, но не объективными и не свидетельствовали бы о высоком качестве. Важно отметить, что разные личности преуспевают в разных условиях. Например, наличие вовлеченного обслуживающего персонала, любящего свою работу, поможет повысить качество обслуживания и удовлетворенность клиентов. Однако для тех, кто работает над инновациями или решением сложных, многоаспектных задач, высокая вовлеченность может быть относительно банальной, а определенная степень неудовлетворенности как раз может оказать пользу.
Сведение на нет преимуществ негативного мышления.
Несмотря на правдивое утверждение о том, что позитивное мышление способствует открытости и творческому процессу, справедливо и то, что более критический взгляд на вещи может привлечь внимание. Люди, которые оказываются в обстановке умеренного стресса проявляют большую внимательность и целеустремленность, которые могут привести к положительным результатам. Соответственно, исследование подтвердило, что люди, которые пребывают в негативном расположении духа, проявляют гораздо большую настойчивость, чем те, кто мыслит исключительно позитивно. Итак, несмотря на то, что в большинстве компаний доминирующей является философия акцентирования внимания на положительных сторонах для повышения вовлеченности и подъема морального духа сотрудников, следует быть осторожными, чтобы не упустить преимущества негативного мышления. Например, закоренелые пессимисты зачастую показывают лучшие результаты, потому что готовятся больше и усерднее; а те, кто более требователен к себе, как правило, более мотивирован для достижения своих целей.
Итак, нам следует придерживаться золотой середины при рассмотрении вовлеченности сотрудников. Руководителям необходимо думать о том, как создать достаточное напряжение в рабочей среде, чтобы запустить процесс здоровой конкуренции и внутренней мотивации. Универсального подхода касательно вовлеченности персонала не существует, а общее понимание вовлеченности как «счастья» слишком упрощенно.
Автор: редактор компании «АКЦЕНТ» Юлия Б.
Компания АКЦЕНТ-центр.