Найти в Дзене
Веб Студия WM

Методы ограничения конкуренции в гос закупках

Необоснованное установление жестких требований к Исполнителям или к условиям оказания услуг – как один из методов по ограничению конкуренции.

При проведении государственных закупок Заказчики не редко используют различные уловки, которые прямым образом приводят к ограничению конкуренции. Так чем же именно руководствуются Заказчики, допуская подобные обстоятельства? Является ли это злым умыслом или в основе лежат иные мотивы? К сожалению нам с Вами, остается только догадываться.

Одним из недавних примеров проводимых закупок с признаками намеренного ограничения числа потенциальных Исполнителей, в связи с установлением в документации необоснованных требований к условиям оказания услуг, являются закупки: № 0137200001220006662 и № 0156300046621000004. Ознакомиться с которыми Вы можете на официальном сайте: https://zakupki.gov.ru/

Конкурсная документация закупки № 0137200001220006662 на Оказание услуг по модернизации интернет-портала органов исполнительной власти Калужской области содержит в своем составе интересную формулировку. С одной стороны, Заказчик согласен с очевидными фактами относительно того, что услуга может быть оказана дистанционно, по месту нахождения Исполнителя, что является нормальной практикой при проведении подобных работ, в связи с чем Заказчик предоставит Исполнителю удаленный доступ. Однако, далее Заказчик поясняет, что вправе без объяснения причин отказать Исполнителю в организации этого самого удаленного доступа, который намеревался предоставить. Ниже представлен скриншот одной из страниц документации.

-2

Таким образом, для Исполнителя, территориально находящегося далеко за пределами Калужской области, перспектива оказать услугу дистанционным способом не совсем ясна. Ведь существует большие риски, что Заказчик без объяснения причин откажет в удаленном доступе, что приведет к невозможности выполнения работ дистанционно и тем самым повлечет за собой множество проблем для Исполнителя. А это означает, что круг участников закупки неизбежно будет ограничен, хотя в действительности необходимость подобного ограничения конкуренции вряд ли существует. Далеко не каждый добросовестный Исполнитель согласиться рисковать своей репутацией, поэтому тот факт, что в данной закупке приняло участие всего 3 участника, вполне ожидаем и закономерен.

Следующая закупка, вызывающая еще больше вопросов относительно мотиваций Заказчика, направленных на намеренное ограничение конкуренции - Электронный аукцион № 0156300046621000004 на Оказание услуг по информационной и технической поддержке веб-сайтов (информационных ресурсов), продление, регистрация домена. Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Информационные технологии».

Техническое задание закупки № 0156300046621000004 содержит несложный перечень работ по обслуживанию сайтов Заказчика. Любой IT -специалист согласится, что все описанные работы успешно могут быть выполнены дистанционным способом, без выездов на территорию Заказчика. Однако, Заказчик устанавливает требование относительно способа передачи информации для Исполнителя – лично в руки представителям Исполнителя. В связи с чем, обязывает Исполнителя иметь технический центр по месту нахождения Заказчика в г. Березники, что является прямым способом ограничения конкуренции. Ниже представлен скриншот страницы Технического задания рассматриваемой закупки.

-3

Как уже говорилось ранее все работы, указанные в ТЗ, могут быть выполнены удаленно. В связи с чем, в адрес Заказчика от потенциального участника закупки поступил вопрос разъяснений документации, относительно возможности удаленного оказания работ, ведь всем было очевидно, что условия документации содержали явные преимущества для участников, находящихся в г. Березники. Запрос разъяснений, а также соответствующий ответ Заказчика, представлен на скриншоте ниже.

-4
-5

Из комментариев Заказчика мы узнаем, что необходимость нахождения Исполнителя в регионе Заказчика аргументируется сомнительными причинами. Оказывается, это связано с тем, что передача данных по сети «Интернет» для представителей данного Заказчика занимает много времени, тогда как другие многочисленные добросовестные Заказчики, организующие аналогичные закупки, почему-то не испытывают подобных трудностей. Кроме того, некоторые структурные подразделения, со слов данного Заказчика, не имеют доступа в Интернет, и даже не имеют мобильного Интернета, что в наши дни, в век информационных технологий, звучит особенно странно и нелепо. Остается только догадываться действительно ли в Пермском крае у государственных Заказчиков существует проблема с выходом в Интернет и по этой причине они вынуждены прибегать к намеренным действиям по ограничению конкуренции. Почему-то верится с трудом, ведь даже оленеводы в Ханты-Мансийской тайге уже имеют доступ к сети Интернет, о чем 11 февраля 2021 года на федеральном канале Россия1в программе Вести был продемонстрирован соответствующий сюжет.

Как мы видим, Заказчики с легкостью могут манипулировать условиями конкурсной документации, устанавливать необоснованно жесткие требования как к условиям выполнения работ, так и к самим Исполнителям. Тем самым намеренно создавая условия по ограничению круга потенциальных участников. К сожалению, допуская подобные обстоятельства, Заказчики зачастую забывают основополагающие принципы, которыми обязаны руководствоваться при проведении государственных закупок:

· информационная открытость закупки,

· равноправие,

· справедливость,

· отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции,

· целевое и экономически эффективное расходование денежных средств,

· отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам.

Наша компания Студия веб дизайна «Веб мастерская» на протяжении многих лет принимает активное участие в государственных закупках и регулярно сталкивается с нарушениями законодательства в сфере закупок, допускаемыми представителями Заказчиков, как на этапе проведения процедуры, так и после заключения муниципального контракта. И, к сожалению, далеко не всегда недобросовестных Заказчиков можно привлечь к ответственности. Они с легкостью используют несовершенство законодательства в своих целях, нередко злоупотребляют своими должностными полномочиями и остаются безнаказанными. В следующих информационных обзорах мы рассмотрим другие нарушения, которые допускают Заказчики при проведении государственных закупок.

Продолжение следует