Найти тему
Звенимир

Поздняя слава Эмилии Мильтон

Фрау Заурих. "Семнадцать мгновений весны"
Фрау Заурих. "Семнадцать мгновений весны"

Трудно будет найти среди советских зрителей тех, кто не знал бы эту актрису в лицо, но её имя – Эмилия Мильтон - помнят немногие. Её блистательная фрау Заурих в "Семнадцать мгновений весны" фактически обессмертила её. Фаина Раневская, служившая с ней в театре им. Моссовета короткое время, говорила про неё просто: «Это великая актриса!». Хотя редко кого она награждала такой похвалой.

Эмилия Давыдовна Мильтон родилась в Умани в 1902 году. Вскоре её семья переезжает жить в Одессу. Её отец, немец, был известным в городе аптекарем. Семья считалась довольно обеспеченной, Эмилия училась в лучшей одесской гимназии.

В 16 лет девушка всерьёз увлеклась театром. Самое революционное, военное время Эмилия учится в драмстудии, которую оканчивает в 1920 году. Э. Мильтон принимала непосредственное участие в организации театра "Массодрама", где сыграла несколько ярких ролей. После на протяжении 12 лет актриса выступает на подмостках знаменитого одесского театра "Красный факел".

В начале тридцатых она уехала в Саратов, поступила на службу в театр им. К. Маркса. Через год играла уже на сцене Харьковского русского драмтеатра. Далее талантливую актрису пригласили в труппу Киевского театра им. Л. Украинки.

Первую роль в кино Эмилия Мильтон сыграла еще в 1926 году в немой кинокартине "Подозрительный багаж". Впрочем сам фильм не сохранился, и посмотреть на совсем молодую актрису уже не удастся. Зато сохранились и часто демонстрировались на экране довоенные фильмы, в которых она играла: вдова Дуглас в "Томе Сойере", буржуйка с бриллиантами в ушах в "Щорсе", вспоминается роль Лиды в "Большой жизни", а также - Потоцкая в "Богдане Хмельницком".

Вдова Дуглас. "Том Сойер". Уже здесь чувствуется мощь и харизма и краска неподражаемого голоса актрисы.
Вдова Дуглас. "Том Сойер". Уже здесь чувствуется мощь и харизма и краска неподражаемого голоса актрисы.

В начале 1941 года Эмилию Давыдовну утвердили на роль баронессы Штраль в фильм С. Герасимова "Маскарад". Эта роль могла получиться значимой для нее, но началась война и съёмки перенесли в Среднюю Азию, куда актриса не поехала.

А поехала она - куда подальше. Где актриса находилась с 1941 по 1944 годы никто не знает. Все только и пишут, что жила и работала в театрах Восточной Сибири.

Вот тут и встаёт вопрос в каком качестве? И в театрах ли работала или на лесоповале спину гнула? Ведь актриса была немкой. И хоть она сама произносила свою фамилию на французский манер с ударением на последний слог - Мильто́н, и это слово пугающе означало сотрудника милиции, но её вполне могли арестовать и выслать куда подальше как лицо неблагонадёжное.

Впрочем вполне возможно, что актриса сыграла на опережение и сама себя заточила в ссылку. Так в свое время сделал Иннокентий Смоктуновский, который сидел несколько месяцев в немецком концлагере и понимал, что непременно получит срок как бывший узник. И он сам себя сослал в Норильск, спокойно там играя в местном драмтеатре, понимая, что оттуда его уже никуда дальше не отправят. Ибо дальше были только льды Арктики и белые медведи.

Как бы там ни было, но актриса, всегда умалчивающая об этом периоде своей жизни, после войны объявилась в Москве, где стала работать в театре Транспорта (Театр им. Гоголя). С этим театром связана её многолетняя творческая жизнь. Впрочем, актриса уходила из него несколько раз. Но потом возвращалась. Пару сезонов она отработала в театре на М. Бронной, и также немного поиграла на сцене театра им. Моссовета.

Именно в театре им. Моссовета, она пересеклась с Фаиной Раневской, которая была просто в восторге от её игры и её харизмы. Но правда именно наличие Раневской и помешало ей основательно закрепиться в театре. Такие две глыбы в одной театральной корзине не помещались.

Стоит рассказать о том, что еще в начале тридцатых годов Эмилия Давыдовна вышла замуж за актёра Алексея Краснопольского, с которым кочевала до войны по всем театрам от Саратова до Киева, а после войны много лет вместе выходила на сцену театра им. Гоголя. Почти 35 лет супруги были вместе. К сожалению у пары не было наследников.

Смерть мужа в 1967 году Эмилия Давыдовна перенесла тяжело. Но именно с этого времени актриса стала много появляться на экране.

После войны наш кинематограф совсем забыл про актрису Мильтон. В 1955 году она блистательно сыграла роль королевы Елизаветы в фильме "Костёр бессмертия", а потом опять тишина.

Королева Елизавета. "Костёр бессмертия". 1955 г.
Королева Елизавета. "Костёр бессмертия". 1955 г.

Только в 1965 году Т. Лиознова позвала Э. Мильтон в свой фильм "Рано утром". Она сыграла там директора детсада. А в следующем году Э. Рязанов снял важный эпизод с Э. Мильтон в картине "Берегись автомобиля". Помните покупательницу импортной радиотехники у героя Миронова. Очень странно, но худсовет целиком забраковал весь отснятый материал с Э. Мильтон, заменив её на Галину Волчек. Но фильм так смонтировали, что актриса всё-таки мелькает в сценах в магазине.

А потом была хорошая роль у Р. Быкова в фильме "Внимание, черепаха!". И всё так плавно подошло к одной из самых значительных ролей Эмилии Мильтон - в сериале "Следствие ведут ЗнаТоКи". Штирлиц Штирлицем, а эта роль получилась просто роскошная. Популярность сериала в начале 70-х годов была просто космической, все артисты снимавшиеся там становились известными.

Эмилия Давыдовна снялась в шестой серии "Шантаж". Её героиня Антонина Валерьяновна Прахова - тайный скупщик золота, мозг шайки преступников, которая камуфлируется под старую женщину, скромно доживающую свой век. Все моменты её появления на экране просто конгениальны. Их можно пересматривать бесконечно.

Антонина Валерьяновна Прахова. "Шантаж". 1972 г.

Дальше была фрау Заурих. По легенде считается, что роль была написана для Фаины Раневской, но последняя в конце концов пошла в отказ, посчитав роль слишком незначительной. Еще гласит легенда - Фаина Георгиевна сказала Лиозновой, что она чувствует себя уже вышедшей в тираж киноактрисой, и сил у неё осталось только на пару ролей в театре. Скорей всего, приглашение Раневской - вымысел.

Татьяна Лиознова изначально видела в этой роли только Эмилию Мильтон, потенциал которой хорошо знала по работе в "Рано утром". У железной леди Лиозновой было твёрдое правило - не снимать актёров дважды. Но Здесь она нарушила его. Роль фрау Заурих должна была очертить доброту идеального Штирлица, который как мы все помним больше всего на свете любил стариков и детей. А также собак. Чтобы образ разведчика не выглядел суховатым, режиссёр сама придумала и написала сцены с Эмилией Мильтон. У Семёнова в романе фрау Заурих не было.

Эмилия Давыдовна Мильтон великолепно сыграла свою роль, много импровизировала в кадре. Сериал начинается с гулянья фрау Заурих и Штирлица по весеннему лесу. Актриса сама раздобыла какие-то немыслимо драные и старомодные боты, и спрашивает у Штирлица показывая на них, сможет ли она проносить их еще сезон? Потом она тычет ему в лицо букетиком из трав, заставляя его унюхать лечебный аромат. Все эти роскошные находки актриса придумывала на ходу.

А какая смешная сцена игры в шахматы. "Сейчас я буду играть защиту Кара- Кан"! А сделав неудачный ход восклицает: "Ах, Вы так?! Нет, так дело не пойдет! Вы так не ходили, и я так не ходила…".

-4

Роль фрау Заурих украсила сериал и полюбилась безоговорочно всем. Чем-то её героиня по назойливости и болтливости напоминала Антонину Прахову. Но была еще третья роль, очень похожая на фрау Заурих и Прахову по напору и харизме, роль капитанши из 14 квартиры в сериале "Совесть" (1974).

Не так много Мильтон появляется в кадре этого довольно занудного довженковского фильма, но все её минуты на экране поистине шедевральны.

В фильме она чуть с ума не свела молодого опера. "Мой муж в Бомбэи (это ж так надо красиво выговорить, причем 2 раза), а мне уже плохо... Что это такое МУРа?... Мой муж плавает. - И далеко? - Куда надо туда и плавает... Почему у меня в доме должны быть посторонние... мужчины!...

Дальше уже очень возрастную актрису просто заэксплуатировали наши режиссёры, тем самым возможно ускорив её уход из жизни в феврале 1978 года. Актриса за 6 лет снялась более чем в 10 картинах. И все роли были интересные.

Шикарна её гадалка в "Скворец и Лира", великолепна её тётушка Уиллер в "Марк Твен против". Маленькие, но запоминающиеся её роли были в 70-х годах, в фильмах: "Легенда и Тиле", "Салют Мария!", "Потрясающий Берендеев", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Театр неизвестного актёра", "Северная рапсодия", "Кортик" и др.

Легенда о Тиле. Стивениха. 1975 г.
Легенда о Тиле. Стивениха. 1975 г.
"Скворец и Лира". Гадалка. 1974 г.
"Скворец и Лира". Гадалка. 1974 г.

Последний раз Э. Мильтон снялась в жизненной ленте «Доброта", в 1977 году, в роли учительницы математики.

Так получилось, что период всесоюзной славы догнал эту неординарную актрису, когда ей было уже за семьдесят. Своё единственное звание "заслуженной артистки РСФСР" она получила только в 60 лет. Её могилу и могилу мужа на Немецком кладбище теперь мало кто сможет отыскать. Да и обычного фото её, которое вывешивают в вестибюлях театров где она служила - вы не найдёте: ни в театре им. Гоголя, ни в театре на М. Бронной, ни театре им. Моссовета...