Руководство Российской Федерации уже длительное время занимается решением проблемы диверсификации поставок энергоресурсов. «Турецкий поток» - это масштабный проект международного газопровода с территории РФ в Турецкую Республику через акваторию Черного моря.
План реализации проекта новой газотранспортной магистрали впервые был анонсирован в начале декабря 2014 президентом Владимиром Путиным. Новый инфраструктурный проект был запланирован, как альтернатива «Южному потоку».
История проекта новой магистрали
Идея создания газотранспортной магистрали между РФ и Турецкой Республикой возникла еще в середине 2000-х годов. Предыдущий проект разработан и одобрен в 2005 году под рабочим названием «Голубой поток».
Дальнейшие переговоры позволили внести некоторые изменения, и запланированная магистраль была расширена, а сам проект переименовали в «Южный поток». Премьер министр России Владимир Путин в 2009 году внес предложение об очередном расширении газотранспортной магистрали. Проект газопровода дополнила новая ветка, соединяющая Самсун и Джейхан.
Закрытие проекта «Южный поток»
В декабре 2014 года руководством РФ было принято решение о закрытии проекта «Южный поток». Как позже стало известно, это было связано с неконструктивной позицией руководства стран Евросоюза. В частности, с позицией Болгарии, которая так и не выдала разрешение на проведение строительных работ.
Руководство Газпрома подтвердило решение, больше не возвращается к этому проекту. Такое решение некоторые эксперты связали с постепенным снижением цен на голубое топливо. Тем не менее, через два месяца глава Газпрома Алексей Миллер провел встречу с Министром энергетики Турецкой Республики, на которой стороны достигли договоренности касательно строительства газопровода под названием «Турецкий поток».
Пункты отправки и назначения
Началом магистрали «Турецкий поток» была выбрана Русская компрессорная станция неподалеку от города Анапа, а точкой назначения - город Кыйыкёй на северо-западе Турецкой Республики.
Об этом объявили на совместном брифинге в феврале 2015 года Алексей Миллер и Министр энергетики Турецкой Республики Танер Йылдаыз. В это же время в акваторию Черного моря направились два трубоукладчика, но дальнейшие переговоры были приостановлены, и все работы связанные с проектом остановлены.
Маршрут «Турецкого потока»
Длина газотранспортной магистрали, согласно проекту, составляет 910 км. Около 660 км уже были проложены в рамках проекта «Южный поток». Остальные 250 км газопровода прошли бы по территории Турецкой Республики. Пунктом приема газа был выбран Люлебургаз, а транспортный узел находился бы на границе Турецкой Республики и Греции в Ипсале.
После окончательного решения всех вопросов связанных с реализацией проекта, между сторонами была подписана декларация о сотрудничестве. Сторонами подписания также выступил ряд таких европейских стран, как Сербия, Венгрия, Греция и Македония.
Характеристики газотранспортной магистрали
Изначально южная магистраль газопровода создавалась с целью произведения поставок газа в Европу в обход территории Украины. Транспортный узел, построенный на границе с Грецией, должен был стать перевалочным пунктом для дальнейшей транспортировки в ЕС.
Общая мощность 4 веток «Турецкого потока» должна была составить 63 млрд. куб. м. газа в год. На турецкий рынок планировалось поставлять 16 млрд. куб м. Отвечая на заявление европейской стороны о завышенной мощности нового инфраструктурного проекта, российская сторона обращала внимание на необходимость снижения зависимости от поставок газа через территорию таких ненадежных партнеров как Украина.
Экономическая стратегия РФ
Одним из приоритетов внутренней политики всякого государства всегда была диверсификация источников ресурсов. Европейский союз, как промышленно-развитый регион с развитой инфраструктурой, заинтересован в обеспечении бесперебойной поставки газа. Спрос на углеводороды продолжает уверенный рост, и по прогнозам экспертов к 2030 году увеличится на 30%. Дополнительная мощность газопровода «Турецкий поток» закладывалась в проект именно с учетом этой тенденции.
Анализ современной стратегии РФ на рынке поставщиков ресурсов, позволяет выделить такие основные приоритеты:
- защита рынков сбыта и снижение рисков поставок;
- победа в борьбе с конкурентами за клиента;
- заключение контрактов с новыми клиентами в странах ЕС.
Реализация проекта «Турецкий поток» будет способствовать укреплению позиций РФ на геополитической арене. Тем не менее, усиление значения Турецкой Республики, как транзитного партнера, может привести к злоупотреблению страной своим положением, с угрозой перехода к открытому шантажу. В таких условиях руководству РФ необходимо сформировать стратегию отношений с новым партнером.
Актуальные проблемы
После присоединения Крыма к территории РФ, возникла необходимость энергетического обеспечения полуострова. С этой целью было запланировано строительство газопровода «Кубань-Крым», которое требовало внесения изменений в уже существующие проекты газотранспортных систем.
Также, под угрозой оказался «Турецкий поток», в связи с военной операцией на северо-западе Сирии. После того, как силы ПВО Турецкой Республики сбили российский Су-24, министр экономического развития РФ заявил, что целый ряд совместных проектов, в том числе и «Турецкий поток», будут приостановлены. В связи с тем, что возможная реализация проекта представляет интерес для обеих сторон, решения об окончательном разрыве договора руководство РФ пока не принимало.
Возобновление переговоров по проекту «Турецкий поток»
Необходимость поиска политического компромисса подтолкнула руководство Турецкой Республики к возобновлению диалога с РФ. Среди обсуждаемых вопросов также оказался проект «Турецкий поток». Длительные обсуждения деталей возобновления сотрудничества между странами привели к тому, что уже 31 августа 2016 года в Стамбуле состоялась встреча главы Газпрома А. Миллера и Министра энергетики Турецкой Республики Б. Албайрака. Встреча закончилась совместным заявлением обеих сторон о достижении договоренностей по реализации проекта «Турецкий поток», и получением российской стороной всех необходимых разрешений на проведение монтажных работ. Окончательной договоренности по вопросам условий поставки стороны пока не достигли.
Конфликтное партнерство
С проблемой обеспечения безопасности поставок энергоресурсов на рынки ЕС Россия сталкивается уже не в первый раз. Неконструктивная позиция политических лидеров ЕС препятствует реализации всех взаимовыгодных инициатив российского руководства. Еще один камень преткновения – геополитическая ориентация стран Европы, по территории которых должна проходить южная магистраль, на США.
В условиях геополитического противостояния политическая элита США взяла курс на сопротивление возможному сотрудничеству ЕС и РФ. Масштабные инфраструктурные проекты вроде «Северный поток», или «Южный поток» укрепляют экономические отношения, обеспечивают возможность длительного сотрудничества и способствуют образованию единой производственной системы. Кроме того, наличие большего числа стран транзитеров значительно усложняет процесс получений всех необходимых разрешений на осуществление монтажных и эксплуатационных работ.
Также страны ЕС совместно с США выдвинули ряд политических требований, связанных с фиксацией объемов транзита через территорию Украины, что фактически нивелирует преимущества реализации проекта.
Все вышеперечисленные события и обстоятельства заключения договоров привели к отказу руководства РФ в 2014 году от «Южного потока». Отдельного внимания также заслуживает позиция Болгарии, представители которой потребовали компенсации от ЕС и США за отказ от сотрудничества с Россией.
Тем не менее, вопрос обеспечения энергетической безопасности Европы остается открытым. Политика укрепления связей с США и отказа от сотрудничества с РФ, не может обеспечить решение проблемы возрастающего потребления энергоресурсов. Диверсификация источников сырья для промышленного сектора – объективная потребность стран ЕС, игнорировать которую в перспективе станет невозможно.
Преимущества организации поставок газа по южному маршруту сохраняют свою привлекательность. Срок действия договора о транзите газа через территорию Украину заканчивается в 2019 году, и руководство РФ уже заявляло, что перезаключать договор не планирует. Строительство новых веток газопровода по южному и северному маршруту обеспечило бы страны ЕС необходимым количеством энергоресурсов и гарантировало бы безопасность поставок.
Если с проектом «Северный поток», который ориентирован на промышленные центры ЕС, на данном этапе дела обстоят значительно лучше, то по южному направлению ситуация еще далека от своего окончательного разрешения.
В случае успешного завершения переговоров между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, Газпром сможет использовать уже проложенные 660 км газопровода и достроит еще 250 км на европейской части Турецкой Республики. «Турецкий поток» позволит значительно сократить количество сторон подписания договора и избежать дальнейших рисков для эксплуатации магистрали, связанных с напряженной политической обстановкой в регионе.