Село Ташлы Альшеевского района, которое было первой точкой нашего маршрута, оказалось настоящим кладезем народной памяти и народного творчества и с первого же шага по выходе из машины окатило нас морем разливанным чистейщей башкирской речи с лёгким налётом дёмского говора.
Встретил нас учитель-пенсионер Урал Гиниятович Хайруллин, который сорок один год проработал преподавателем истории в местной школе. Несмотря на пенсионный возраст, выглядит он совсем не по-стариковски - бодрый, подтянутый, подвижный мужчина в самом расцвете сил. Он сразу же повёз нашу бригаду к ближайшей горе, которая называется просто и ясно Бейектау - высокая гора.
Очевидно, в результате выветривания и оползней, обращённый к деревне склон горы как будто срезан до середины - ближе к вершине из него выступают огромные, часто правильной формы куски песчаника. Немного ниже, на достаточно широком уступе, разделяющем крутую верхнюю и пологую нижнюю части склона, в порядке, близком к шахматному, разбросаны крупные, часто выше человеческого роста, куски твёрдой породы.
Обращает на себя внимание их практически правильная прямо- и треугольная форма. Словно когда-то давно дети циклопов играли в кубики и пирамидки, а потом побросали игрушки и забыли их. Один из этих камней - самый крупный - окружён аккуратным забором из обычного для деревни штакетника, выкрашенного в нарядный ярко-синий цвет. Это Киленташ - Камень невестки. О его происхождении бытует суровая легенда. Башкирский текст вывешу, когда расшифрую интервью, а пока кратко изложу суть.
Давным-давно на этом месте одна невестка доила кобылу. Вдруг налетела страшная буря. Такая сильная, что ветром оторвало от горы несколько камней. Самый большой из них упал прямо на невестку с кобылой. Так и остались они под камнем, а возле него люди долго находили монетки из её украшений. С тех пор и назвали камень Киленташ. Вероятно, что-то в этой легенде является правдой.
Возможно, камни на склоне Бейектау - это надгробия древнего монументального некрополя, а украшения невесты - оказавшийся на поверхности инвентарь из погребения.
Интересен Киленташ не только своей легендой: его стороны сверху донизу покрыты самыми разнообразными знаками. Это тамги - символы (своего рода гербы) башкирских родов. В данном случае, все они принадележат группам семей рода Яик-Сыбы-Мин, населяющего окружающие деревни. Возможно, их ставили во время племенных съездов-йыйынов, снова и снова подтверждая свою принадлежность к общине.
Прежде тамги стояли не только на Киленташе, но и на других камнях вокруг, однако ветер, влага и время взяли своё - остались только неясные очертания. Метрах в двадцати от Киленташа кое-какие знаки всё-таки сохранились. На двух сторонах треугольного камня, по двум граням которого идёт прямая, ровная и глубокая борозда явно неестественного происхождения, обнаруживаются... китайские иероглифы.
Посетившая это место женщина-учёный из КНР, уверенно прочитала: "Скорбим о тебе, великий император", - и пояснила, что в начале нашей эры, в годы междуусобиц в Китае, один из тогдашних царей, спасаясь от врага, ушёл со своим двором неведомо куда на Запад. Но это её предположение: никто не проводил датировки надписей.
Пикантность ситуации придаёт и другой факт из местного фольклора: по преданию, хан Золотой Орды Тохтамыш (тот самый, который победил Мамая и сжёг Москву) похоронен на реке Тюлянь (башк. Төйлән). А Тюлянь протекает в нескольких километрах от горы... Надо сказать, что эпос "Идукай и Мурадым" утверждает, что главный оппонент Тохтамыша - темник Идегей - похоронен поблизости, на горе Нарыстау на другом берегу Дёмы.
Немного выше Киленташа и китайского камня стоит почти квадратный валун высотой под два метра. Этнолог Р.Г. Кузеев, который обследовал его в семидесятые годы, назвал камень "библиотекой рунических надписей", но сегодня ни одна из них невооружённым глазом не читается. Время беспощадно.
В паре десятков метров выше Киленташа находится ещё одно огороженное место - родник трёх берёз. Одну из них ещё застал Урал Гиниятович, но сегодня место уже совершенно голое. В старину родник почитали как святыню - каждый посетитель горы совершал в нём омовение. Культ родной земли и воды был силён.
Неизвестный автор. Путевые заметки начала 21 века.