Найти в Дзене
OperaHD. Новости

Марионетки в опере. Играют ли куклы лучше певцов. Необычная премьера "Аиды" в Парижской Опере

В новой постановке оперы Верди "Аида" в Опере Бастилии, режиссер Лотте де Беер заставляет вступить в диалог театральные условности и мир кукол. В помощью Мервина Миллара, мастера по производству марионеток, она поручила две ключевых роли в спектакле - Аиды и Амонасро - куклам. В одном дыхании сливаются голоса исполнителей и тела кукловодов, с одной целью - в матафорическом пространстве сцены

В новой постановке оперы Верди "Аида" в Опере Бастилии, режиссер Лотте де Беер заставляет вступить в диалог театральные условности и мир кукол. В помощью Мервина Миллара, мастера по производству марионеток, она поручила две ключевых роли в спектакле - Аиды и Амонасро - куклам. В одном дыхании сливаются голоса исполнителей и тела кукловодов, с одной целью - в матафорическом пространстве сцены раскрыть баланс живого и неживого, обращаясь к сознанию и воображению зрителя. А за зрителем остается право верить или нет.

Мелвин Миллар: Кажется, это впервые в истории, когда кукол-марионеток пригласили исполнять главные партии в настоящей классической опере. Это настоящая премьера!

Лотте дe Беер: Я полагаю, что оба искусства - опера и кукольный марионетный театр - работают с элементами, природа которых не натуральна, не естественна. В каком-то смысле это допущение. Только представьте: исполнители поют по итальянски и их движения гипертрофированы в сравнении с поведением в обычной жизни. И зрители вынуждены это принимать, и понимать всю искусственность. Это похоже на жизнь, но вы точно знаете, что это ею не является. Безусловно, это допущение. И это тот уровень, на котором соединение возможно.

Сондра Радвановски, Аида. "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP
Сондра Радвановски, Аида. "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP

ММ: На сцене мы предлагаем зрителю возможность вообразить нечто. Вы видите кукол, и у вас есть возможность у видеть механику их движения, и это совершенно точно не иллюзия. Это очень ясное высказывание об искусственности. И это делает ваш вклад в восприятие оперы более осознанным.

ЛБ: Мы просто даем возможность зрителю следовать за сюжетом и эмоциями произведения, ни на минуту не давая забыть о том, что это произведение. О том, что у него есть автор, создавший его в определенном контексте, и на который мы имеем возможность взглянуть под разными углами. Почему нам это нравится? - можем мы себя спросить? или что у нас вызывает сомнения?

Йонас Кауфман, Радамес. "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP
Йонас Кауфман, Радамес. "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP

ММ: Когда начинаешь создавать кукол для такого спектакля, в первую очередь думаешь и ищешь материал, из которого их можно сделать. Начинаешь с анализа человеческого тела, например. Затем анализируешь жесты и движения, и понимаешь, что дизайн кукол должен напоминать человеческое тело и иметь элементы, которые служат для реализации движения и действий. Затем мы уже начинаем работать над основными задачами. На эскизах, которые я получил от Вирджинии Киоты, марионетки слушали музыку и размышляли о характерах персонажей. Большая часть работ Вирджинии - это исследование чувств и высказывания о том, в каком положении находятся африканские женщины. В связи с этим я полагаю, что большинство предложенных Лоттой концептов не были специфически эфиопскими, они дают широкий взгляд на все колонизированные народы в XIX столетии и в частности помогают проследить, как этот опыт отражается в наше время.

Итак мы поняли, что мы создадим две куклы с использованием природных материалов или материалов, которые будут выглядеть как природные. Они будут сильные, крупные и крепкие, но при этом будут не завершенные, с недостатками и стесненные в движениях.

Людовик Тезье в роли Амонасро. "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP
Людовик Тезье в роли Амонасро. "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP

ЛБ: Я думаю, что когда вы начинаете работать с куклами - а я впервые работаю с куклами, и что я поняла из этой работы - нужно быть невероятно понятными и все должно быть очень просто. Настоящий артист двигается быстрее, и за одно и то же время может совершить больше действий. Имея дело с куклой, правильнее всего совершить не десять действий, а выбрать два, и именно поэтому значение каждого жеста концентрированно и важно. И это позволяет нам рассказать всю историю, и дополняет сообщение, которое вы вкладывает в эти мысли.

ММ: Первое, чему учатся куклы, когда они только пытаются стать частью этой системы - это импровизировать, затем они учатся дышать, чувствовать мысли через движения тела и быть по-настоящему чуткими. Они не чувствуют себя в безопасности и не находятся в привычном положении. Исполнять это необычайно волнительно. И что мы с Лоттой делаем - это даем им очень понятную дорожную карту через все сцены спектакля. Но игра должна оставаться игрой. Это не должно быть простым исполнением, и насколько это возможно, они все время импровизируют.

Сондра Радвановски, Аида. "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP
Сондра Радвановски, Аида. "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP

ЛБ: Об импровизации и об опере кукловоды много разговаривали не только с Мервиным, но и с певцами, поскольку мы имеем дело с тем, с чем обычный говорящий или кукольный театр обычно не соприкасается так тесно: с музыкой и ритмом ей свойственным.

ММ: Для кукол играть мысль или чувствовать силу голоса за собой или вокруг - это как иметь на плечах подожженную ракету. Это очень вдохновляет в прямом смысле.

В кинотеатрах показы в записи начинаются с 27 марта.

Ксения Дудникова, Амнерис и Йона Кауфман, разамес / . "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP
Ксения Дудникова, Амнерис и Йона Кауфман, разамес / . "Аида", Парижская Опера, реж. Лотте де Бер, 2021, (с) Vincent Pontent / OnP

Дыхание это одно из фундаментальных действий в кукольном театре. Когда вы дышите вы чувствуете ритм и качество вашего дыхания. И на самом деле дыхание отражает все ваши эмоции и чувства. Но когда куклы дышат вместе с певцом, который выступает главным кукловодом в этой кукольной группе из четырех человек, в его определенной манере, это тот опыт, который мы пытаемся осознать и освоить, вместе с очень талантливыми певцами, с которыми мы работаем. Куклы и кукловоды должны принять этот режим дыхания, слиться с тем, кто даже не касается куклы, чтобы помочь создать эту жизнь, и сконцентрировать внимание на кукле. И это очень не простая цель, очень вдохновляющая!