Здравствуй, зритель!
Сегодня отправляемся в прошлое, чуть больше чем на полвека. Будем смотреть великолепное аниме. И в этом нам поможет отзыв писателя Льва Вишни, автора фантастического литературного проекта "Психокуб".
Говорить и смотреть (фрагмент аниме будет в конце статьи) мы будем японский полнометражный мультфильм "Летающий корабль-призрак" 1969 года. Это экранизация одноимённой манги, бывшей в начале 60-х годов популярной на японских островах. К сценарию, прорисовке, дизайну персонажей и локаций, озвучиваю фильма приложил свой талант тогда ещё малоизвестный Хаяо Миядзаки.
Это аниме стало одни из первых японских произведений в этом жанре, попавших в советский кинопрокат в конце 1969 года. Причём в нашем дубляже фильм был назван «Корабль-призрак». И именно с даты первого показа этого фильма в советских кинотеатрах можно начинать отсчёт культуре поклонников аниме в Союзе и России в общем.
О чём аниме "Корабль-призрак"?
У берегов Японии появляется таинственный и опасный корабль-призрак: старинный обветшалый фрегат, управляет которым человек в форме капитана с черепом вместо лица… Фрегат нападает на корабли.
13-летний Хаято Арасияма становится свидетелем того, как на его город нападает колоссальный робот, который объявляет себя «Големом, посланником корабля-призрака». Этот Голем наносит страшные разрушения, сбивает самолеты и сжигает танки на улице. В ходе противостояния с ним отец Хаято проявляет подлинно японский героизм, а перед тем, как уйти на небеса, признаётся, что он - не истинный отец Хаято.
Бедного вторично осиротевшего Хаято пытается усыновить миллиардер Куросио. Но в гигантском доме у олигарха Хаято внезапно узнает, что Голем в действительности построен корпорацией Куросио и направлен на борьбу с Кораблем-призраком. За всеми бедствиями в стране стоит именно Куросио, но подчиняется он таинственному Боа. Самого Боа никто никогда не видел вживую, даже Куросио и все его подчиненные.
Боа подчиняются все корпорации, правительства и армии в стране и даже намного дальше. Он построил глубоко под водой гигантскую базу, защищенную немыслимыми силами. А еще он пожирает человечество изнутри, распространяя через своих подчиненных напиток «Боа-Джюс». Выпив множество бутылок этого напитка, люди растворяются и превращаются в жидкость.
Когда Хаято рассказывает обо всем этом на телевиденье, силы Боа вторгаются в Токио и в несколько минут захватывают его. При этом зверороботы, подчиняющиеся Боа, уничтожают допустившего утечку информации Куросио и всех его людей. Япония попадает под власть Боа, а Хаято в самый последний момент спасает… летающий Корабль-призрак.
И начинается закручиваться фантастический, насыщенный экшном и моралью сюжет... Чтобы не заниматься распространением спойлеров, стоит только сказать, что в фильме есть зверороботы, гигантские монстры, лазерное оружие, семейные тайны и мировые катаклизмы. А также - довольно большое число отсылок к реальным событиям того времени, о некоторых из которых расскажу дальше.
Пересказ сюжета этого аниме просто необходим по двум причинам:
- очень сильно подозреваю, что даже горячие поклонники анимэ не слышали никогда о таком фильме. Он снят ЗАДОЛГО до «Ходячего замка», «Тоторо», «Дома с привидениями» и других популярных сейчас шедевров.
- фильм носит ярко выраженную антикапиталистическую направленность, а сюжет его глубоко философский. Я бы даже сказал больше у него не просто антикапиталистическая направленность, а конкретно антиамериканская.
Здесь и откровенные аллюзии на глобализм и последствия установления в мире диктата одной силы, какой бы она не была. Показано, какой силой может обладать информационная пропаганда, которую можно использовать как оружие невероятной по мощности силы. А откровенная демагогическая подоплека этой пропаганды, вещающая на словах одно, а на деле скрывающая свои человеконенавистнические цели, просто сквозит во многих кадрах.
По фильму разбросано множество мелких «штрих-кодов», которые распознаются при внимательном просмотре. Здесь и отсылки к СССР, и коррупция в чиновничьем клане, и общество потребления. Ну а «Боа-Джюс» с навязчивой рекламой в стиле «Дикого запада» - это уже прямой намек на «Кока-колу» без всякой маскировки.
Стоит отметить еще, что в фильме используется спиралевидный сюжет с непрерывным появлением новой для зрителя информации на каждом витке. Всего таких витков четыре:
- Сцена в «Доме привидений» и все до нападения Голема на Токио и тайны приемных родителей Хаято.
- Следующий виток – самостоятельное расследование странных событий юным Хаято и открытия которые он совершает при этом. Вплоть до нападения на город зверороботов и спасение Хаято кораблем-призраком.
- Информация, что получил Хаято из уст капитана-скелета, вплоть до ранения последнего во время первого нападения сил Боа.
- Финальная битва с Боа.
Итак, четыре витка и четыре информационных блока, подающихся последовательно и по нарастающей. В финале мы узнаем, кем оказывается на самом деле капитан-скелет и понимаем, что его корабль-призрак не враг человечества, а напротив - спаситель от истинного врага.
Если хотите, то можете продолжить поиск аллюзий сюжета дальше самостоятельно. Я пока могу только поставить оценку. На мой взгляд, твердая «8». Думаю, фрагмент боя между кораблем-призраков и Гиг-роботом будет достойным финалом для обзора: