Найти тему

Я вспоминаю: Андрей Миронов

7 марта – 80 лет со дня рождения актёра Андрея Миронова

Есть актёры, которых высоко ставят ценители искусства за их профессиональное мастерство. Есть «звёзды», которым поклоняются толпы «фанатов». А в советское время были артисты, настолько дорогие и близкие миллионам людей, что их существование воспринималось как общественное достояние. Это чувство не имело ничего общего с фанатичным поклонением «звезде» – это было ощущение того, что жизнь богаче, потому что в ней есть такой актёр. В числе таких актёров был и Андрей Миронов.

Но есть и вторая сторона отношений актёра и зрителей: отношение артиста к людям «из зала». Некоторые ради своей популярности готовы изображать своего парня. Мне самому доводилось видеть, как выступавший в Белгороде с концертной программой довольно популярный молодой артист соглашался, извините за нелитературное, но точно соответствующее случаю слово, «кирять» в кампании совершенно случайных людей. Не думаю, чтобы он был таким уж любителем спиртного, готовым пить с кем попало, лишь бы предложили. Скорее, он зарабатывал себе таким способом популярность.

Миронов органически не мог принимать на себя роль «своего парня». Обращение «Андрюша», которое кое-кто из поклонников иногда себе позволял, вызывало у него отнюдь не умиление. Но при этом его отличала искренняя доброжелательность к людям «по ту сторону рампы».

А если говорить обо мне, журналисте, то я всегда чувствовал уважение Миронова к тому делу, которое привело меня к нему. В частности, это выражалось в том, что, в отличие от некоторых других собеседников из артистического мира, он, никогда не отделывался привычными штампами на привычные вопросы, а сталкиваясь с непривычным, не уходил от темы, отвечая «я не думал об этом». Напротив, он в таком случае тут же начинал обдумывать затронутую проблему.

Андрей Миронов пришёл в кино в первой половине 60-х годов. Некоторые из фильмов того времени с его участием становились заметным событием – « А если это любовь?», «Мой младший брат»; но вот роли Миронова в этих фильмах не принесли ему ни признания специалистов, ни популярности у зрителей.

Когда я затронул эту тему, Андрей Александрович задумался. Потом сказал то, чего я совершенно не ожидал:

- Наверное, так и должно быть; наверное, это естественный путь. Потому что когда актёр сразу получает по-настоящему значительную роль и добивается в ней признанного успеха, этот успех может оказаться мнимым. Молодой артист внутренне не готов к нему, и успех, как это случалось не раз, тормозит его рост. Поэтому, мне кажется, должна быть какая-то постепенность в этом смысле. И то, что среди ранних ролей у меня не было крупных удач, - я считаю, мне помогло. В частности, помогло понять, насколько серьёзное дело – кино…

Ну, а потом были два фильма, которые во многом предопределили судьбу Миронова в кино: «Три плюс два» и «Берегись автомобиля». В первом актёр сыграл молодого симпатичного человека, во втором – обаятельного жулика. Обе эти роли имели очень большой успех у зрителей, и за Мироновым прочно закрепились эти два стереотипа. Такое отношение к нему режиссёров было «больным местом» артиста.

- В театре мне доверяют роли самого разного плана (от персонажа водевиля до Джона Кеннеди – В.В.), - с сохраняющимся до сих пор недоумением говорил Андрей Александрович, - а вот в кино режиссёры стремятся использовать только одно, не хотят рисковать, предпочитают ставить на «верняк». Но ведь опыт же показывает, что те, кто отваживаются на подобные эксперименты, нередко получают очень интересные результаты! Вспомним Папанова. Сколько за ним стояло ролей в комедийной тональности. Но Столпер не побоялся дать ему Серпилина в «Живых и мёртвых» - и какой получился результат!

Не давала Миронову полностью реализовать свой творческий потенциал в кино и другая проблема, характерная для нашего кино того времени.

- Можно только сожалеть о том, что у нас – и не только в кино, в театре тоже – всё явственней проявляется тяга к разделению персонажей на хороший – плохой, положительный – отрицательный. И дело здесь не только в снижении возможностей ролей для актёра. Хуже всего, что мы приучаем зрителей мыслить такими категориями, - с горечью заметил Андрей Александрович.

Ориентация некоторых режиссёров на стереотипы сказалась и на нескольких ролях Миронова, которые отличались от его комедийных штампов. В фильме «Повторная свадьба» Миронов играл крайнего эгоцентрика, равнодушного к чувствам тех людей, в чью жизнь он входит. Это приводит к трагедии девушку, которая его полюбила.

- Я не считаю, что этот человек – чисто отрицательный персонаж, - рассказывал об этой роли Андрей Александрович. - Я пытался убедить режиссёра придать ему человеческую неоднозначность, но тот видел его именно таким, и был непоколебим. Все мои попытки придать какую-то глубину персонажу ни к чему не привели.

- Я жду от кино, чтобы оно задевало правдой человеческого существования, - говорил Андрей Александрович.

И когда он чувствовал эту правду человеческого существования, был готов простить фильму многие недостатки. Речь зашла о фильме «Между небом и землёй». Я сказал, что мне он не понравился: очень много разговоров, нет даже попытки использовать изобразительные средства. Андрей Александрович возразил:

- Мне, конечно, самому оценивать трудно. Но, мне кажется, во всяком случае, уже заслуживает внимания то, что в этом фильме герой не «утверждает» что-то, а думает, размышляет над чем-то, в чём-то сомневается. И даже больше сомневается, больше не уверен, нежели уверен. Ведь это очень важно. У нас в кино много «позитивного», слишком много. И то, что показали человека, который внезапно обнаруживает, что он никому не нужен, и он обращается к себе с вопросами, пытается разобраться в своих взаимоотношениях с жизнью, с людьми, с самим собой, - это, я считаю, уже заслуга немалая.

Увы, актёру снова и снова предлагали роли, в которых от него требовалось лишь внешнее обаяние. Случались и откровенно слабые картины. Когда атмосфера нашего общения уже позволяла подобное, я недипломатично поинтересовался:

- Почему Вы иногда играете в откровенной халтуре?

- Например?..

- Например, «Держись за облака».

- Что значит: халтурный фильм? Фильм может получиться слабым, но вовсе необязательно при этом, что он халтурный. Сценарий этого фильма написал довольно известный в Венгрии писатель, его поставил известный режиссёр. Но искусство ведь не обречено на успех, оно может обернуться и неудачей. Можете поверить, ещё никогда мы не начинали работу над фильмом с мыслью сделать халтуру.

По тону я понял, что Андрей Александрович обиделся. Но я и сейчас полагаю, что некоторые ленты с участием Миронова уже на стадии замысла не имели никакого отношения к искусству, и приглашение актёра, любимого зрителями, было лишь средством поднять прокатные возможности картины.

Среди своих ролей в кино Миронов выделял, в первую очередь, Маркиза из «Достояния республики». Здесь артист тоже демонстрирует привычные обаяние, музыкальность, пластичность; но за этим внешним слоем образа Миронов раскрывает очень непростой внутренний мир человека, потерявшего ориентировку в водовороте революции и гражданской войны.

- Маркиз мне интересен своим живым внутренним миром, - говорил Миронов. – Он не всё понимает… Это слабый человек, если хотите. Но у него в душе есть ценности, которым он никогда и ни за что не может изменить. И вот всем этим он мне очень близок.

Наш первый разговор не мог обойтись без традиционного вопроса, что считает Андрей Александрович главным достоинством актёра.

- Главным достоинством актёра я считаю умение тратить максимум энергии, максимум эмоций на каждую роль, - ответил Миронов.

Сам Андрей Александрович следовал этому принципу неуклонно. Всю остававшуюся у него энергию он вложил и в последний в своей жизни спектакль. Роль свою он довёл до конца и потерял сознание уже после финала…

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород