Найти в Дзене
Издательство Нигма

Подлинная история Волка Ларсена

О ком рассказал Джек Лондон в романе «Морской волк»?

История жизни сурового романтика Джека Лондона сама тянет на авантюрный роман. Чего в ней только нет — тяжелое детство и продажа льда, браконьерство и хождение под парусом, увлечение «золотой лихорадкой» и служба военным корреспондентом, тюремные сроки, участие в социалистических маршах и элитарных клубах, прожектерство и социальный дарвинизм. Обо всем этом он так или иначе рассказывал в многочисленных рассказах и автобиографических очерках. Но сегодня мы хотим обратить ваше внимание на одного из самых любопытных его героев. Начнем издалека.

Однажды 15-летний Джек Лондон одолжил у кормилицы 300 долларов – огромные деньги! — и купил небольшую шхуну. Лондон собрал небольшую, но верную ему, команду, которой управлял достаточно жестко. Его прозвали «король» и мало кто осмеливался оспаривать его право на власть. Экипаж шхуны ходил вдоль Оклендского побережья и по бухте Сан-Франциско, собирая устриц, которые после сбора сдавали в салуны и рыбные ресторанчики здесь же, на берегу. Помимо очевидных опасностей была еще одна – «устричное пиратство» нарушало закон. Но первый же заработок затмил все страхи смутного наказания. За одну ночь Лондон заработал больше, чем за месяц на джутовой фабрике, где до этого он выполнял мелкие монотонные поручения.

В отрочестве у будущего писателя началась совершенно взрослая жизнь, да еще и такая, что иной зрелый джентльмен мог бы позавидовать. Новые знакомства, порой довольно опасные. Связи в полукриминальном портовом мире. Загулы с приятелями по кабачкам и салунам, даже первая взрослая подружка. Настоящая пиратская история.

Но когда адреналин немного спал, Лондон понял, что вся эта чернушная романтика хороша только в небольших дозах – век пирата ярок, но короток. К тому же путешествия в дальние страны манили его, как и в детстве, когда он прочитал уйму книг, а на рыболовецкой шхуне далеко не уплывешь. Кроме того, Лондон страдал необъяснимым стремлением долго не задерживаться на одном месте, постоянно испытывая себя и окружающий мир на прочность – сейчас бы такого подростка назвали девиантным, склонным к бродяжничеству.

Джек оставил свое опасное королевство и нанялся простым матросом на шхуну «Софи Сазерленд», идущую через Тихий океан на тюлений промысел. В 1893 году Лондон напишет очерк «Тайфун у берегов Японии», основанный на воспоминаниях о том путешествии. Этот текст запустит его писательскую карьеру и принесет первую литературную награду – премию одной из калифорнийских газет. Позже похожие рассказы и очерки станут основным заработком и визитной карточкой писателя.

первая обложка «Морского волка»
первая обложка «Морского волка»

Опыт, полученный во время этого «японского» рейса, Лондон использовал, когда работал над романом «Морской волк». Он довольно подробно и профессионально описал устройство такелажа и расклад сил на судне. А прототипом капитана Волка Ларсена выступил некий Александр Маклейн – браконьер, выбившийся в судовладельцы, криминальная знаменитость по прозвищу Sea-Wolf (строго говоря, «пират», а не «морской волк», если прибегать к толкованию, а не дословному переводу).

одна из первых иллюстраций к роману, издание под редакцией Чармиан Лондон (1921)
одна из первых иллюстраций к роману, издание под редакцией Чармиан Лондон (1921)

Маклейн был объявлен в розыск правительствами пяти государств. Ему было заочно предъявлено обвинение в убийстве, по разным данным, от 50 до 70 человек. Лондон впервые услышал о нем в 16 лет, когда только поступил на матросскую службу, а в 1903 году, приступив к работе, знал практически всю подноготную моряка, о безжалостности которого ходили легенды. Тело Маклейна было найдено на юго-западном побережье Канады в 1914 году – до сих пор неизвестно, была ли его смерть случайностью или чей-то местью, но в истории он остался «Морским Волком Джека Лондона» – так называлась документальная книга, попытка исторического исследования феномена одиозного капитана, возможно, последнего американского пирата.

Но вернемся к «Морскому волку» литературному. В «Нигме» роман вышел с реалистичными и вдохновляющими иллюстрациями Петра Любаева.

-4

Русскоязычного читателя, даже никогда не слыхавшего об Александре Маклейне, до сих пор увлекает история, рассказанная писателем-мореходом.

Здесь есть все, за что мы так любим авантюрные романы: человек во власти обстоятельств и стихий, дева в беде, суровая романтика дальних странствий и бытовая психология. Прошло более ста лет, а люди все так же ведут себя в экстремальных обстоятельствах, как и во времена Джека Лондона. А уж в людях он — пират, авантюрист и писатель — разбирался.

-5