Недавно дочка побила девочек в детском саду. Хорошо, что я много читала на эту тему и была подготовлена.
Так называемая «инструментальная агрессия» — норма для деток 2-4 лет. Это важный этап. В этот момент ребёнок примеряет на себя роли жертвы и агрессора, учится решать конфликты, отрабатывает выход из них.
Поделюсь несколькими важными тезисами
✍🏻 Важно рассказать ребёнку о вариантах действий в опасности (когда ребёнка идут бить/бьют):
- дать сдачу
- отойти/уйти/убежать
- отдать то, что просит агрессор
- кричать
- и не забываем про личные границы: "Мне это неприятно/ со мной так нельзя/ отойди/ не трогай меня". Помогают не всегда, но знать об этом ребёнку нужно.
Ребёнок САМ выбирает модель поведения; она зависит от его особенностей темперамента и тд. Но мы, родители, рассказываем обо всех возможных вариантах.
Важно донести до ребёнка, что:
- Убегать при опасности — не стыдно.
- Кричать, просить о помощи при опасности — не стыдно.
- Отдать вещь, нужную агрессору, чтобы избежать физического насилия — не стыдно.
- Дать сдачу — нормально. Но сразу объясняем, что в живот и голову бить нельзя.
Все эти с детства выученные правила могут помочь во взрослом возрасте в случае опасности.
✍🏻 Если ребёнок сам начал драться, перед сном разговариваем на тему «никого бить нельзя». При этом без воспоминаний о драке.
Утром перед садом лучше не касаться этой темы. «Никого не бей в садике» может наоборот оказаться напоминанием и призывом к действию🙈.
✍🏻 Важный нюанс. Если ребёнок активный, драчливый, не отдавайте его в секцию борьбы. Это не поможет скинуть агрессию, скорее наоборот.
С вами была Маша Селихова. Мама и педиатр. Подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации.
Ещё больше интересного — в моём инстаграм-блоге .