Возвращение США в Совет безопасности ООН является неотъемлемой частью плана администрации Байдена поставить демократию и права в центр своей внешней политики Администрация Байдена возвращается к старомодной американской исключительности в своей внешней политике.
В заявлении, сделанном в прошлую среду по случаю возвращения Соединенных Штатов в Совет ООН по правам человека, госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что администрация президента Джо Байдена ставит демократию и права человека в центр американской внешней политики. Но кот уже вылез из мешка. США находятся в относительном упадке, и существует дефицит ресурсов. Отсутствует позитивное видение человечества, поскольку страна борется со своими собственными демонами.
Драматические события в американском обществе и политике в недавнем прошлом сильно разоблачили страну как фальшивую демократию с отвратительной историей расизма и ужасающего неравенства, где верхние 0,1% населения владеют примерно той же долей богатства страны, что и нижние 90%. Но возрождение американской исключительности не имеет сторонников. Поэтому США, не имея возможности и морального авторитета продвигать объединяющую повестку дня на международной арене, активно собирают инструментарий для своей дипломатии с геополитическими целями.
Потенциал Совета ООН по правам человека должен быть направлен на бушующую пандемию Covid-19, которая подорвала социальные и экономические основы государств. Самое фундаментальное право человека – право на жизнь – оказалось под угрозой, поскольку мировой экономический спад вызвал значительный рост безработицы и усугубил социальную незащищенность. Разрыв в развитии между странами и регионами продолжает увеличиваться.
И все же США находятся в отдельной категории даже среди богатых стран. Смертность от Covid-19 на миллион жителей в США зашкаливает по сравнению с ее собственными союзниками. Ужасающая реальность заключается в том, что в США число погибших от эпидемии превысило 500 000. По иронии судьбы, смертность от Covid-19 на душу населения в некоторых странах, которые Блинкен ругает за дефицит демократии и прав человека, ставит США в позорное положение, включая Сирию, Венесуэлу, Кубу и Шри-Ланку. Ну, и, конечно, Китай.
Но для Блинкена такой ужасающий уровень смертности среди его соотечественников не является проблемой прав человека. Ни один государственный чиновник в США не был привлечен к ответственности за такую трагедию невыразимых масштабов. Достаточно сказать, что США приносят дурную славу и позор всему западному миру, вовлекая их в такую циничную игру, расхаживая вокруг как защитники прав человека, когда, по недавним оценкам, более половины всех вакцин против Covid-19 были зарезервированы для одной седьмой части населения мира. Разве это не вопрос прав человека?
Только Великобритания, как сообщается, обеспечила достаточное количество вакцин, чтобы дать каждому из своих граждан пять доз. Если приказы будут выполнены, Европейский Союз и США могли бы сделать прививку своему населению три раза, в то время как Канада могла бы сделать это девять раз. Это непристойно, мистер Блинкен. В то же время конкуренция за сокращение поставок вакцин может привести к резким скачкам цен и дальнейшим трениям. Между ЕС, Великобританией и AstraZeneca вспыхнула язва из-за дефицита производства вакцин. Между тем, в любой ситуации, когда поставки ограничены, а спрос растет, больше всего пострадают более бедные страны.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров был совершенно прав, когда заявил на заседании Совета Безопасности ООН 24 февраля: – «Пандемия обострила старые проблемы, такие как расизм и ксенофобия, а также дискриминация национальных и религиозных меньшинств. Массовые протесты в Соединенных Штатах и Европе обнажили сохраняющееся системное неравенство этих стран, подчеркнув при этом опасность попустительства экстремистским идеологиям».
Это полное моральное банкротство, когда США и их богатые союзники в западном мире – так называемый «золотой миллиард» на планете Земля – входят в Совет Безопасности ООН и начинают рассуждать о правах человека, преследуя принудительные подходы и незаконные методы запугивания и давления с узкими и корыстными геополитическими целями. Опять же, разве непрозрачная политика платформ социальных сетей не является также вопросом прав человека? США, в частности, взяли на себя обязательства по обеспечению свободы доступа к информации для всех граждан, но теперь скрываются за корпоративной политикой, чтобы избежать выполнения этих обязательств.
Что касается платформ социальных сетей, то они начали нагло манипулировать общественным мнением в развивающихся странах, запрещая или подвергая цензуре пользовательский контент по своему усмотрению. Теперь они под защитой США попирают права человека граждан мира, не так ли? Инструментарий по правам человека универсален, и нет ни одной страны на Земле, включая США, у которой не было бы проблем с демократией и правами человека.
Разве это не вопиющий позор, что средний чернокожий американец живет на шесть лет меньше, чем его белые соотечественники? Разве чернокожих американцев не сажают в тюрьмы в гораздо большем количестве, чем белых? Но стандарты США в области прав человека весьма избирательны – это «бремя белого человека».
Очевидно, что инструментарий становится мощным оружием для стигматизации противников Соединенных Штатов – России и Китая; для давления на небольшие страны, которые не соответствуют региональной политике США (например, Шри-Ланка, Куба или Венесуэла); или для получения уступок от стран путем шантажа (например, Саудовская Аравия). Этот инструментарий использовался и для смены режимов, то есть для свержения устоявшихся правительств и замены их клиентскими режимами. Наиболее известные примеры – Украина и Грузия. Недавняя попытка в Беларуси провалилась.
Пробный проект в России в последние недели был просто раздавлен Кремлем. Но это развивающаяся история. Страны на периферии России систематически дестабилизируются и превращаются в театры геополитической борьбы, так что главный противник Соединенных Штатов постепенно начинает увязать в этой трясине.
Администрация Байдена использует этот инструментарий, чтобы попытаться восстановить трансатлантическое лидерство Соединенных Штатов, которое больше не устраивает Европу. Европа испытывает на себе скрытые прелести «стратегической автономии». Но США также не могут надеяться на осуществление глобальной гегемонии без поддержки системы западного альянса. В этой теневой игре Байден считает, что планка прав человека имеет наилучшие шансы привлечь западных союзников Соединенных Штатов под свое руководство.
Возвращение США в Совет Безопасности ООН не проистекает из благородных намерений. В первую очередь это связано с беспокойством по поводу растущего влияния Китая в ООН во время отсутствия США в последние годы. В частности, Китай поставил пандемию под контроль, и она стала бельмом на глазу у США. Точно так же позиция Китая в отношении прав человека вызывает все больший резонанс среди развивающихся стран – что права человека должны быть соотнесены с положением развивающихся стран; что концепция прав человека должна быть диверсифицирована, поскольку не существует универсального подхода к развитию прав человека; и что страны не должны экспортировать свою собственную модель или использовать вопросы прав человека для вмешательства во внутренние дела других стран.
Действительно, западная концепция прав человека, узко ориентированная на свободу слова или религии и демократические выборы, имеет тенденцию упускать из виду, что основное право для основной массы человечества – это право на жизнь и развитие. Западные страны отказываются признать тот факт, что для развивающихся стран существует множество путей к развитию и процветанию, а их путь лишь один из них и, возможно, даже не самый лучший и не самый подходящий.
Проще говоря, права человека используются как инструмент укрепления и увековечения нынешнего мирового порядка в соответствии с западными интересами. Однако это проигранная битва. Формируется новый мировой порядок с совершенно иной глобальной гуманитарной повесткой дня, которая неизбежно станет основной для человеческого общества.
Согласно плану, совместно опубликованному на прошлой неделе Центральным комитетом Коммунистической партии Китая и Государственным советом по комплексной планировке транспортной сети Китая, страна намерена построить по всему миру 200.000 километровжелезных дорог, 460.000 км автомобильных дорог и 25.000 км высокоуровневых морских путей с 27 крупными прибрежными портами, 400 гражданскими транспортными аэропортами и 80 экспресс-узлами к 2035-му году, что сделает страну не только глобальным производственным центром, но и «логистическим центром, торговым центром, клиринговым центром и финансовым центром, заложив прочный фундамент для того, чтобы стать мировым экономическим центром», – как выразился один эксперт.
Разве может администрация Байдена противостоять этому последнему китайскому вызову? Неудивительно, что США находятся в тупике в борьбе с резким ростом Китая. В 2020-м году ВВП Китая составлял более 70% от ВВП Соединенных Штатов. Текущий прогноз заключается в том, что к 2028-му году она превзойдет США и станет крупнейшей экономикой мира. США понимают, что экономическая гонка в значительной степени уже проиграна.
MK BHADRAKUMAR