Чувствительность колонок 91 дБ, но усилитель нужно подбирать помощнее, т.к. на высоких частотах импеданс ESL панели падает и на 20 кГц достигает значения 0,7 Ом. У нас был задействован стереофонический оконечник T+A S10 мощностью 2 х 320 Вт, а источником и ЦАПом служил стример Aurender A10.
Первым делом исследуем нижний регистр – благо, что в зале, где проводились испытания, было где развернуться. Самый мощный бас сейчас прописывают рэперы, поэтому нахожу в TIDAL ударные альбомы 2PAC «Strictly 4 my N.I.G.G.A.Z.» и Notorious Big «Life After Death». Впечатляет. Бас действительно мощный, глубокий, с массой тональных оттенков и в придачу очень быстрый. По цельности и собранности ритма лучший результат получился после того, как колонки отодвинули от задней стены примерно на полтора метра. Четыре 10-дюймовых драйвера, работающие синхронно, производят очень сильное впечатление, особенно на контрасте с детальной серединой и абсолютно невесомым верхом. Наклон панели устраняет фазовые искажения, и звук получается плотно сбитый, наполненный по всему спектру. Общая динамика достаточна для озвучивания 100-метровых комнат, причём для озвучивания не фонового, а с реальным аудиофильским качеством.
Перехожу к вещам более деликатным: Kanye West «The College Dropout», Cold Ray «X&Y» – все в кодировке MQA. Вот здесь контраст между басом, серединой и верхом просто потрясающий. Одновременное ощущение прозрачности и глубины захватывает, слушать можно долго и с удовольствием. Здесь и энергетика, и тончайшие нюансы, и точность в передаче тембров, благодаря которой инструменты и голоса кажутся абсолютно живыми. Высокое быстродействие панели обусловливает мгновенную передачу атаки, поэтому нет ощущения ватности или затянутости в нижней середине.
И, конечно, трёхмерная звуковая сцена. Благодаря дипольному характеру излучения перспектива уходит в глубину до задней стены, а иногда и дальше. На качественных записях, например, «Black Parade» Бейонсе, полное ощущение, что слушаешь многоканальную систему. Классику эти системы передают с пространственным размахом и полным динамическим диапазоном, при правильном масштабе инструментов. Ширина переднего плана зависит от расстояния между колонками, при большой стереобазе их лучше слегка развернуть внутрь.
Так что Expression ESL 13A – системы на все случаи жизни. Сочетание качеств позволяет им адекватно отыгрывать любые жанры с минимальными условностями. В акустике, как и в самой музыке, самые интересные вещи получаются на стыке направлений.
Автор: Николай ЕФРЕМОВ
MartinLogan Expression ESL 13A
Производитель: MartinLogan, Ltd, (США)
www.martinlogan.com
Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Низкочастотное оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 24 – 23 000 Гц (+/- 3 дБ) || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В@ 1 м) || Частота разделения полос: 300 Гц || Сопротивление номинальное/минимальное: 4/0,7 (20 кГц) Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 600 Вт || Горизонтальная/вертикальная дисперсия: 30/44 град. || Мощность встроенных усилителей номинальная/максимальная: 2 х 300/2 х 600 Вт || Максимальная потребляемая мощность: 500 ВА || Отделка: Dark Cherry, Gloss Black, Gloss White, Walnut, Arctic Silver, Basalt Black, Cordoba Red, Deep Sea Blue, Desert Silver, Meteor Grey, Russo Fuoco || Габариты: 1561 x 339 х 699 мм || Масса: 46,8 кг (каждой) || Цена за пару: 1 500 000 руб.