Кенигсберг, ныне всем известный город Калининград – анклав, омываемый холодным и шумным Балтийским морем. История города величественна и многогранна, насчитывает более 700 лет – семь веков бурного роста, стремительных захватов и частой смены глав правительства.Самый западный город России окутан древними легендами и окружен интересными историческими достопримечательностями.
История.
Началом современного города стал замок, воздвигнутый на месте прусского городища Твангсте в нижнем течении реки Прегель. Основателями считаются великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерна и король Чехии Пржемысл Отакар II. Твангсте был осаждён рыцарями, но после прихода помощи со стороны короля Чехии, поселение пало. Первое строение было из дерева, а в 1257 году началось возведение кирпичных стен.Замок получил название Кенигсберг, он трижды (в 1260, 1263 и 1273 годах) был подвержен осаде со стороны прусских племён, но устоял. В последующие годы начали прибывать немецкие колонисты для освоения прусских земель. Коренные жители подверглись ассимиляции и к XVI веку их осталось лишь 20% от всего населения.ворота Кенигсберга: история, фото и описание« 28 февраля 1286 года поселению у стен замка, носящему одноимённое название, были присвоены городские права. Вокруг стремительно разрастались и другие населённые пункты. В 1300 году городом стал называться ещё один – Лёбенихт, именно в нём в 1523 году была открыта первая типография, а в 1524 напечатана первая книга. С административной точки зрения, оба города были независимы, но по факту составляли единое целое. Объединённые города получили название Кенигсберг, а первая и самая старая его часть была переименована в Альтштадт («старый город»). В 1525 году теократическое государство стало именоваться Прусское Герцогство, а великий магистр Альбрехт провозгласил себя герцогом. С XVI века город стал курным центром, в нём проживали важные деятели и выпускались первые книги на литовском языке.
В 1660 году начался выпуск собственной газеты.
Территориально единый, но состоящий из административно независимых округов, город просуществовал до 1724 года, затем состоялось официальное объединение трёх городов, окружающих их предместий, посёлков и замка. Название осталось прежним – Кенигсберг. Во время семилетней войны город был захвачен Россией и с 1758 по 1762 год входил в ее состав. В 1762 возвращён Пруссии по условиям заключённого с ней российским императором Петром III Петербургского мирного договора. В XIX веке Кенигсберг стремительно рос и модернизировался, строилось бесчисленное количество равелинов, бастионов и оборонительных валов (многие из построек сохранились до сих пор). В 1857 году в Кенигсберге появилась железная дорога, а 1862 было проложено железнодорожное сообщение с Россией. В мае 1881 появился новый вид транспорта – конка (конно – железная городская дорога), а ровно через 14 лет (в 1895)- первые трамваи. В 1901 году началась электрификация общественного транспорта. В 1919 году был построен и запущен в эксплуатацию первый в Германии и один из первых в мире аэропорт – Девау. Регулярные рейсы Кенигсберг – Рига – Москва были организованы в 1922 году. В XX веке город существенно расширился, были построены: вокзалы; жилые здания; коммерческие здания. Наибольший вклад в архитектуру города внесли Ганс Хопп и Фридрих Хайтманн. Большое место отводилось памятникам и скульптурам, их создавали как выпускники, так и преподаватели Кенигсбергской академии художеств. В это же время были произведены исследования и реконструкция в старом замке.В том же году, его взяли штурмом советские солдаты.
Штурм и взятие в 1945 году.
Осада города началась в декабре 1944 года, а штурмовые отряды были отправлены 5 апреля 1945. 10 апреля над башней Дер Дона (современный музей янтаря) был поднят флаг, обозначающий конец немецкого правления. В ходе ожесточённых боёв обе стороны понесли потери в 50 тысяч человек.
Кому давали медаль за взятие?
Этой медалью награждались военнослужащие армии, флота и войск НКВД, принимавшие личное участие в битве за город, а также организаторы и руководители боевых действий в период с 23 января по 10 апреля 1945 года. Данная медаль единственная, учреждённая в СССР за взятие крепости, все остальные были за освобождение и взятие столиц.
Легенда о подземном Калининграде.
легенды заключается в том, что под городом расположился подземный город – дублёр, построенный во времена немецкого правления. В нём есть электростанции, многочисленные склады продовольственных и хозяйственных товаров, имеются танковые и авиастроительные заводы. Также подземный город является хранилищем для многих ценностей, в том числе и Янтарной комнаты. Существует две версии окончания легенды: Во время штурма города советскими солдатами, немцы обрушили и частично затопили несколько проходов. После войны в подземелье была отправлена экспедиция, но полностью исследовать все ходы она не смогла. Было принято решение замуровать необследованные туннели.По некоторым версиям, под землёй до сих пор проживают люди. Легенда зародилась ещё в 1950 годах, спровоцировали её появление многочисленные художественно – документальные произведения тех времён.
Источник: https://travelkap.ru