Найти тему
Кино - игнат

Гид по кинофантастике. Часть 3: 10 фильмов.

Оглавление

Первая и вторая части находятся здесь и здесь.

«Кин-дза-дза!». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Кин-дза-дза!». Картинку взяли на «КиноПоиске»

Продолжаем рассказывать. Получилось так, что в этой выборке представлены фильмы либо восьмидесятых годов прошлого века, либо десятых нынешнего. За единственным исключением.

«Бразилия». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Бразилия». Картинку взяли на «КиноПоиске»

Восьмидесятые оказались полны мрачных сюжетов. Вероятно, из-за неспокойной обстановки в мире, не дававшей людям спать. В некоторых фильмах из списка можно проследить это настроение.

«Любовь, смерть и роботы». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Любовь, смерть и роботы». Картинку взяли на «КиноПоиске»

С десятыми годами вышло более радужно. Мир был потрясен в гораздо более позитивном смысле этого слова — только что вышел «Аватар» Джеймса Кэмерона. Кинотеатры были готовы показывать 3D, и прочие режиссеры со своими спецэффектами рванули вперед.

В общем, нам тоже пора вперед.

1. «Муха» (1986)

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Очень стильный и мрачный триллер об ученом, который жил в свое удовольствие и ставил опыты по телепортации, пока к нему в телепортационную камеру не влетела муха.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

В прошлый раз среди прочего я упоминал «Видеодром» и предупредил о наличии в фильме ядреного шок-контента. Так вот, «Муху» снял тот же Дэвид Кроненберг, и к ней это предупреждение тоже относится, хотя и в несколько меньшей степени. Всякие кровавые подробности — это часть его режиссерского почерка, а к общему мрачному настроению фильма такой подход пришелся очень кстати.

2. «Любовь, смерть и роботы» (2019) и «Карнавал роботов» (1987)

«Любовь, смерть и роботы». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Любовь, смерть и роботы». Картинку взяли на «КиноПоиске»

Как-то я рассказывал об этой связке. Только тогда в ней проходило еще одно название — «Тяжелый металл». Сюда этот мультфильм не попал, поскольку его очень сложно относить к научной фантастике — тут скорее уместно определение «современное фэнтези». Но если вам это кажется спорным, вы можете мысленно поставить «Тяжелый металл» обратно. Тем более, что он не менее выдающийся, чем остальные два.

«Карнавал роботов». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Карнавал роботов». Картинку взяли на «КиноПоиске»

Возвращаемся к ним, к остальным. Да, научная фантастика. В мультфильмах. Роботы, космос, будущее. Сложные философские сюжеты, например, о механических существах, которые в какой-то момент обретают сознание; простые развлекательные сюжеты, например, о фермерах в экзоскелетах, отбивающих атаку пришельцев, прорвавших силовое поле; или сатирические сюжеты о том, как изменилась бы история, упади на Гитлера огромный кусок желе.

3. «Кин-дза-дза!» (1986)

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Очень забавно открыть «Википедию» и прочитать то, что в ней написано об этом фильме. В графе «жанр» указана фантастика. А сюжет описывается в сухой и строгой энциклопедической манере.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Нет, оно так и есть. «Кин-дза-дза!» — фантастический фильм с претензией на научность. Но, ей богу, я хорошо представляю, как сложно было людям, которые наполняли статью, борясь со смехом и силясь попасть пальцами по клавиатуре.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Георгий Данелия уникален в своем умении делать комедии на серьезных щах. Каждый его фильм можно с каменным лицом изучать под микроскопом и выделять серьезные и умные темы, которые там, безусловно, присутствуют. Каждый фильм, если чуть-чуть подумать, оказывается горьким и злободневным. Но в процессе все равно не перестаешь смеяться. И удивляться, каким образом возможно в одном фильме сводить несводимое.

4. «Последняя битва» (1983)

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Постапокалиптическое будущее. Вокруг руины и пески. Некий молодой человек, прячущийся в уцелевшем здании, из подручных средств собирает аэроплан, на котором надеется улететь туда, «где получше».

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Это первый полнометражный фильм Люка Бессона и хороший пример того, как сделать интересное кино, потратив всего тоненькую пачку денег и подойдя к вопросу с огоньком.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Кроме удачно выбранной натуры (не сам же Бессон всё так живописно разрушил и разбросал) и своеобразной манеры подачи (вероятно, по сюжету, языки тоже утрачены, поэтому здесь никто не разговаривает, музыки тоже нет) фильм украшает пока никому не известный Жан Рено в роли убийцы, преследующего некоторых героев.

5. «Начало» (2010)

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Один из лучших фильмов Кристофера Нолана и отменный фантастический боевик о людях, путешествующих во снах — своих, чужих, одновременно тех, и других. Навык режиссера заматывать сложный сюжет и подавать его зрителю ровно так, чтобы он не путался и одновременно не закрывал распахнутый от удивления рот, здесь проявился, пожалуй, в большей степени, чем в любом другом его фильме.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Все остальные составляющие тоже на месте: отличные актеры, динамика, невероятно зрелищные сцены, элегантные костюмы, правильно сидящие на персонажах, и Майкл Кейн.

6. «Бездна» (1989)

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Самый неудачный фильм Джеймса Кэмерона (страшных, как холера, «Пираний 2» мы не считаем и миримся с тем, что этот как бы фильм должен был пройти в карьере режиссера, чтобы у него потом появилась возможность создавать свои удивительные миры). Если вы его не смотрели, очень советую это исправить — вы увидите, во что превращается само понятие «неудачный», когда неудачный фильм снимает такой человек.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

По факту, это роскошная фантастика с интересным сюжетом, ставшим еще более интересным с выпуском режиссерской версии, хорошими актерами и красивыми подводными съемками, ставшими еще более красивыми и менее подводными с выпуском режиссерской версии.

Просто роскошная фантастика оказалась несколько менее роскошной, чем все прочие фильмы Кэмерона, и странным образом не пошла у зрителя в прокате.

7. «Человек со звезды» (1984)

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Приветственное послание от людей, обращенное к внеземным цивилизациям, достигает цели. Инопланетяне, услышавшие и понявшие, отправляют одного из своих знакомиться. А наши его сбивают. Вот, учитесь, как надо взаимодействовать с иноземным разумом.

Выживший инопланетянин прячется в доме, знакомясь с его хозяйкой.
Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

А дальше будет без шуток трогательная мелодрама, где одинокая женщина доходчиво будет объяснять инопланетянину, что не все земляне стреляют ракетами, а тот, в свою очередь, покажет, чему могут научиться люди, если начнут выполнять обещания, которые они отправляют в космос.

8. Marvel (с 2008)

«Человек-паук: Вдали от дома». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Человек-паук: Вдали от дома». Картинку взяли на «КиноПоиске»

Да, это тоже фантастика. Особенно, если вспомнить первые фильмы с их претензией на реалистичность. Комиксы Marvel имеют под собой, в первую очередь, научно-фантастическую основу. Это только потом к делу подключились «Тор» и «Доктор Стрэндж», которые по жанровому соответствию все-таки ближе к «Тяжелому металлу», упомянутому выше. А в начале всей этой эпопеи — Тони Старк, чей костюм появился исключительно благодаря его выдающемуся уму и знанию матчасти.

«Стражи галактики». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Стражи галактики». Картинку взяли на «КиноПоиске»

Marvel нельзя было не упомянуть, поскольку это беспрецедентный случай в кинематографе, когда в одном месте собралось огромное количество творческих людей и головастых предпринимателей, которые смогли объединиться, договориться и сделать раз — успешно, два — нестандартно.

«Мстители». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Мстители». Картинку взяли на «КиноПоиске»

Больше десяти лет работать над здоровенной вселенной, периодически вздергивая планку качества, переживая кризисы, обнаруживая выходы из них и попросту делая интересное кино — это сложная задача. Очень сложная. Невероятно сложная! И они как-то справляются.

«Мстители: Финал». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Мстители: Финал». Картинку взяли на «КиноПоиске»

Не все фильмы Marvel хороши. «Халк» — никакой. «Черная пантера» — никакая. Много средних и проходных. Но много и хороших, отличных и изумительных. И, в отличие, от той же «Игры престолов», с которой напрашивается сравнение по причине схожих объемов материала, вложенных усилий и периодов популярности и у которой финал все-таки не вытянули, вселенная Marvel пока находит, чем нас удивить и порадовать.

«Мстители». Картинку взяли на «КиноПоиске»
«Мстители». Картинку взяли на «КиноПоиске»
Допустим, вы не смотрели, заинтересованы, но со всей массой возиться не хотите. Что выбрать?

Первого «Железного человека», первых «Мстителей», «Стражей галактики», обоих «Человеков-пауков». Отдельно хочется отметить второго «Капитана Америку» (ну да, «Первого мстителя»), в котором не больно оригинальный сюжет с горой перекрывается отменным боевичищем. Пока что последних, четвертых, «Мстителей». Это умопомрачительное кино, но с ним связана одна сложность — надо смотреть еще и третью часть, которая далеко не во всем удачна. И еще нельзя не упомянуть третьего «Тора». Он много где выпадает из рамок научной фантастики, но всё-таки получился ого-го!

9. «Апгрейд» (2018)

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Про этот фильм я рассказывал здесь. Да, это один из многих случаев, когда денег не было, но была идея и четкое представление, как с этой идеей работать. Как сделать фантастический боевик, в котором при том, что «дешево», будет еще и «сердито», который не отпустит до финала и в котором вы этот финал не раскусите. А если и раскусите, то сюжет вильнет так, что снова не раскусите.

10. «Бразилия» (1985)

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

История маленького человека в огромной гнилой бюрократической системе, о том, как он жил не тужил в своем маленьком мире, пока не стал свидетелем того, как какая-то опечатка сломала жизнь другому человеку. А если точнее, то сначала он влюбился, а потом из своей зоны комфорта полез становиться свидетелем. И вмешиваться в глубоко несовершенный мир.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Режиссер Терри Гиллиам, снимая этот фильм, развернулся невероятно. До сих пор у него получались фактически фильмы-скетчи, похожие на то, что он делал вместе с «Монти Пайтонами». А здесь, несмотря на то, что в фильм он затолкал массу своих комедийных находок: гротескные образы, излишне эмоциональные персонажи, всякие резкие операторские приемы, — получилась реально серьезная антиутопия. При этом сатира, да, но после просмотра вы явно не будете смеяться. Вам бы тут поплакать.

Хотя и это не удастся. Потому что всё, что насочинял Гиллиам, приводит только к одной реакции — к шоку.
Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Это одна из лучших антиутопий, которые когда-либо выходили в кино. Она потрясающе снята и могла бы быть образцовой экранизацией, например, «1984», если бы не была настолько самостоятельной и необычной работой. Поэтому в сторону прославленного романа она только периодически кивает отсылками.

Что-то вроде вне конкурса

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Существует байка, как в начале перестройки в Москву приехал Джордж Лукас и попросил встречи с Павлом Клушанцевым. Ответ встречающей стороны звучал примерно так: «А эт хто?».

А это режиссер и оператор, мастер спецэффектов, чьи идеи использовали в своих фильмах тот же Лукас и Стэнли Кубрик и о чьей деятельности они крайне позитивно отзывались.
Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

То есть, да, технические навороты в «Звездных войнах» и «Космической одиссее» придумал какой-то безвестный советский инженер, чье имя признанные мастера произносят с воодушевлением, а простой зритель знает никак.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Так вот, давайте о главном. Я не призываю вас помнить такие вещи, если вы просто любите смотреть кино. Например, «Планета бурь», самый известный фильм Павла Клушанцева, с позиции обычного зрителя не больно интересная. Она шаблонная и, вдобавок, сдобрена концентрированным советским пафосом. Потому что Клушанцев — слабый постановщик и сценарист. Более того, этот фильм вышел в 1962 году и даже внешне порядочно устарел.

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Но если вы серьезно интересуетесь историей кино и хотите знать, что откуда, а также если вам обыкновенно любопытно, то, конечно, «Планету бурь» имеет смысл посмотреть. Те же подводные съемки могут показаться вам интересными. А заодно увидите, без чего не было бы «Звездных войн».

Картинку взяли на «КиноПоиске»
Картинку взяли на «КиноПоиске»

Если вам понравилась статья, вы можете порадовать нас лайком и подпиской на канал. Есть что сказать? Пишите в комментариях. А мы продолжаем писать. Хорошей фантастики, в том числе не самой популярной, впереди еще много.

-34