Первая и вторая части находятся здесь и здесь.
Продолжаем рассказывать. Получилось так, что в этой выборке представлены фильмы либо восьмидесятых годов прошлого века, либо десятых нынешнего. За единственным исключением.
Восьмидесятые оказались полны мрачных сюжетов. Вероятно, из-за неспокойной обстановки в мире, не дававшей людям спать. В некоторых фильмах из списка можно проследить это настроение.
С десятыми годами вышло более радужно. Мир был потрясен в гораздо более позитивном смысле этого слова — только что вышел «Аватар» Джеймса Кэмерона. Кинотеатры были готовы показывать 3D, и прочие режиссеры со своими спецэффектами рванули вперед.
В общем, нам тоже пора вперед.
1. «Муха» (1986)
Очень стильный и мрачный триллер об ученом, который жил в свое удовольствие и ставил опыты по телепортации, пока к нему в телепортационную камеру не влетела муха.
В прошлый раз среди прочего я упоминал «Видеодром» и предупредил о наличии в фильме ядреного шок-контента. Так вот, «Муху» снял тот же Дэвид Кроненберг, и к ней это предупреждение тоже относится, хотя и в несколько меньшей степени. Всякие кровавые подробности — это часть его режиссерского почерка, а к общему мрачному настроению фильма такой подход пришелся очень кстати.
2. «Любовь, смерть и роботы» (2019) и «Карнавал роботов» (1987)
Как-то я рассказывал об этой связке. Только тогда в ней проходило еще одно название — «Тяжелый металл». Сюда этот мультфильм не попал, поскольку его очень сложно относить к научной фантастике — тут скорее уместно определение «современное фэнтези». Но если вам это кажется спорным, вы можете мысленно поставить «Тяжелый металл» обратно. Тем более, что он не менее выдающийся, чем остальные два.
Возвращаемся к ним, к остальным. Да, научная фантастика. В мультфильмах. Роботы, космос, будущее. Сложные философские сюжеты, например, о механических существах, которые в какой-то момент обретают сознание; простые развлекательные сюжеты, например, о фермерах в экзоскелетах, отбивающих атаку пришельцев, прорвавших силовое поле; или сатирические сюжеты о том, как изменилась бы история, упади на Гитлера огромный кусок желе.
3. «Кин-дза-дза!» (1986)
Очень забавно открыть «Википедию» и прочитать то, что в ней написано об этом фильме. В графе «жанр» указана фантастика. А сюжет описывается в сухой и строгой энциклопедической манере.
Нет, оно так и есть. «Кин-дза-дза!» — фантастический фильм с претензией на научность. Но, ей богу, я хорошо представляю, как сложно было людям, которые наполняли статью, борясь со смехом и силясь попасть пальцами по клавиатуре.
Георгий Данелия уникален в своем умении делать комедии на серьезных щах. Каждый его фильм можно с каменным лицом изучать под микроскопом и выделять серьезные и умные темы, которые там, безусловно, присутствуют. Каждый фильм, если чуть-чуть подумать, оказывается горьким и злободневным. Но в процессе все равно не перестаешь смеяться. И удивляться, каким образом возможно в одном фильме сводить несводимое.
4. «Последняя битва» (1983)
Постапокалиптическое будущее. Вокруг руины и пески. Некий молодой человек, прячущийся в уцелевшем здании, из подручных средств собирает аэроплан, на котором надеется улететь туда, «где получше».
Это первый полнометражный фильм Люка Бессона и хороший пример того, как сделать интересное кино, потратив всего тоненькую пачку денег и подойдя к вопросу с огоньком.
Кроме удачно выбранной натуры (не сам же Бессон всё так живописно разрушил и разбросал) и своеобразной манеры подачи (вероятно, по сюжету, языки тоже утрачены, поэтому здесь никто не разговаривает, музыки тоже нет) фильм украшает пока никому не известный Жан Рено в роли убийцы, преследующего некоторых героев.
5. «Начало» (2010)
Один из лучших фильмов Кристофера Нолана и отменный фантастический боевик о людях, путешествующих во снах — своих, чужих, одновременно тех, и других. Навык режиссера заматывать сложный сюжет и подавать его зрителю ровно так, чтобы он не путался и одновременно не закрывал распахнутый от удивления рот, здесь проявился, пожалуй, в большей степени, чем в любом другом его фильме.
Все остальные составляющие тоже на месте: отличные актеры, динамика, невероятно зрелищные сцены, элегантные костюмы, правильно сидящие на персонажах, и Майкл Кейн.
6. «Бездна» (1989)
Самый неудачный фильм Джеймса Кэмерона (страшных, как холера, «Пираний 2» мы не считаем и миримся с тем, что этот как бы фильм должен был пройти в карьере режиссера, чтобы у него потом появилась возможность создавать свои удивительные миры). Если вы его не смотрели, очень советую это исправить — вы увидите, во что превращается само понятие «неудачный», когда неудачный фильм снимает такой человек.
По факту, это роскошная фантастика с интересным сюжетом, ставшим еще более интересным с выпуском режиссерской версии, хорошими актерами и красивыми подводными съемками, ставшими еще более красивыми и менее подводными с выпуском режиссерской версии.
Просто роскошная фантастика оказалась несколько менее роскошной, чем все прочие фильмы Кэмерона, и странным образом не пошла у зрителя в прокате.
7. «Человек со звезды» (1984)
Приветственное послание от людей, обращенное к внеземным цивилизациям, достигает цели. Инопланетяне, услышавшие и понявшие, отправляют одного из своих знакомиться. А наши его сбивают. Вот, учитесь, как надо взаимодействовать с иноземным разумом.
Выживший инопланетянин прячется в доме, знакомясь с его хозяйкой.
А дальше будет без шуток трогательная мелодрама, где одинокая женщина доходчиво будет объяснять инопланетянину, что не все земляне стреляют ракетами, а тот, в свою очередь, покажет, чему могут научиться люди, если начнут выполнять обещания, которые они отправляют в космос.
8. Marvel (с 2008)
Да, это тоже фантастика. Особенно, если вспомнить первые фильмы с их претензией на реалистичность. Комиксы Marvel имеют под собой, в первую очередь, научно-фантастическую основу. Это только потом к делу подключились «Тор» и «Доктор Стрэндж», которые по жанровому соответствию все-таки ближе к «Тяжелому металлу», упомянутому выше. А в начале всей этой эпопеи — Тони Старк, чей костюм появился исключительно благодаря его выдающемуся уму и знанию матчасти.
Marvel нельзя было не упомянуть, поскольку это беспрецедентный случай в кинематографе, когда в одном месте собралось огромное количество творческих людей и головастых предпринимателей, которые смогли объединиться, договориться и сделать раз — успешно, два — нестандартно.
Больше десяти лет работать над здоровенной вселенной, периодически вздергивая планку качества, переживая кризисы, обнаруживая выходы из них и попросту делая интересное кино — это сложная задача. Очень сложная. Невероятно сложная! И они как-то справляются.
Не все фильмы Marvel хороши. «Халк» — никакой. «Черная пантера» — никакая. Много средних и проходных. Но много и хороших, отличных и изумительных. И, в отличие, от той же «Игры престолов», с которой напрашивается сравнение по причине схожих объемов материала, вложенных усилий и периодов популярности и у которой финал все-таки не вытянули, вселенная Marvel пока находит, чем нас удивить и порадовать.
Допустим, вы не смотрели, заинтересованы, но со всей массой возиться не хотите. Что выбрать?
Первого «Железного человека», первых «Мстителей», «Стражей галактики», обоих «Человеков-пауков». Отдельно хочется отметить второго «Капитана Америку» (ну да, «Первого мстителя»), в котором не больно оригинальный сюжет с горой перекрывается отменным боевичищем. Пока что последних, четвертых, «Мстителей». Это умопомрачительное кино, но с ним связана одна сложность — надо смотреть еще и третью часть, которая далеко не во всем удачна. И еще нельзя не упомянуть третьего «Тора». Он много где выпадает из рамок научной фантастики, но всё-таки получился ого-го!
9. «Апгрейд» (2018)
Про этот фильм я рассказывал здесь. Да, это один из многих случаев, когда денег не было, но была идея и четкое представление, как с этой идеей работать. Как сделать фантастический боевик, в котором при том, что «дешево», будет еще и «сердито», который не отпустит до финала и в котором вы этот финал не раскусите. А если и раскусите, то сюжет вильнет так, что снова не раскусите.
10. «Бразилия» (1985)
История маленького человека в огромной гнилой бюрократической системе, о том, как он жил не тужил в своем маленьком мире, пока не стал свидетелем того, как какая-то опечатка сломала жизнь другому человеку. А если точнее, то сначала он влюбился, а потом из своей зоны комфорта полез становиться свидетелем. И вмешиваться в глубоко несовершенный мир.
Режиссер Терри Гиллиам, снимая этот фильм, развернулся невероятно. До сих пор у него получались фактически фильмы-скетчи, похожие на то, что он делал вместе с «Монти Пайтонами». А здесь, несмотря на то, что в фильм он затолкал массу своих комедийных находок: гротескные образы, излишне эмоциональные персонажи, всякие резкие операторские приемы, — получилась реально серьезная антиутопия. При этом сатира, да, но после просмотра вы явно не будете смеяться. Вам бы тут поплакать.
Хотя и это не удастся. Потому что всё, что насочинял Гиллиам, приводит только к одной реакции — к шоку.
Это одна из лучших антиутопий, которые когда-либо выходили в кино. Она потрясающе снята и могла бы быть образцовой экранизацией, например, «1984», если бы не была настолько самостоятельной и необычной работой. Поэтому в сторону прославленного романа она только периодически кивает отсылками.
Что-то вроде вне конкурса
Существует байка, как в начале перестройки в Москву приехал Джордж Лукас и попросил встречи с Павлом Клушанцевым. Ответ встречающей стороны звучал примерно так: «А эт хто?».
А это режиссер и оператор, мастер спецэффектов, чьи идеи использовали в своих фильмах тот же Лукас и Стэнли Кубрик и о чьей деятельности они крайне позитивно отзывались.
То есть, да, технические навороты в «Звездных войнах» и «Космической одиссее» придумал какой-то безвестный советский инженер, чье имя признанные мастера произносят с воодушевлением, а простой зритель знает никак.
Так вот, давайте о главном. Я не призываю вас помнить такие вещи, если вы просто любите смотреть кино. Например, «Планета бурь», самый известный фильм Павла Клушанцева, с позиции обычного зрителя не больно интересная. Она шаблонная и, вдобавок, сдобрена концентрированным советским пафосом. Потому что Клушанцев — слабый постановщик и сценарист. Более того, этот фильм вышел в 1962 году и даже внешне порядочно устарел.
Но если вы серьезно интересуетесь историей кино и хотите знать, что откуда, а также если вам обыкновенно любопытно, то, конечно, «Планету бурь» имеет смысл посмотреть. Те же подводные съемки могут показаться вам интересными. А заодно увидите, без чего не было бы «Звездных войн».
Если вам понравилась статья, вы можете порадовать нас лайком и подпиской на канал. Есть что сказать? Пишите в комментариях. А мы продолжаем писать. Хорошей фантастики, в том числе не самой популярной, впереди еще много.