Найти тему
КиноРаритет

Криминал или мистика: что же нам показали в сериале «Топи»

Оглавление

Один из признаков выдающегося произведения — оно никого не оставляет равнодушным. Вот и у нового российского телесериала «Топи» есть либо горячие поклонники (коих явное большинство), либо не менее страстные ненавистники (коих, соответственно, гораздо меньше). Равнодушных зрителей, которым после просмотра всех серий оказалось нечего сказать, почти не наблюдается. Что, опять же, доказывает — произведение сценариста Дмитрия Глуховского и режиссёра Владимира Мирзоева — выдающаяся творческая работа.

Фрагмент постера к российскому телесериалу Дмитрия Глуховского и Владимира Мирзоева «Топи»
Фрагмент постера к российскому телесериалу Дмитрия Глуховского и Владимира Мирзоева «Топи»

Почему финал телесериала «Топи» разочаровывает

Ну, о достоинствах сериала «Топи» я уже высказался в недавнем ролике. Сейчас же хочу поговорить о другом — о трактовках, которые позволяет делать сюжет многосерийного фильма (и тут без спойлеров не обойтись, так что — осторожнее!). Некоторые из них абсолютно точно закладывались в «Топи» авторами сознательно. Другие, возможно, появились случайно и непреднамеренно (что не отменят их право на существование).

Насколько я смог судить по прочитанным комментариям, много хейтеров у «Топей» возникло после просмотра последней серии. Концовка сильно разочаровала тех, кто смотрел сие произведение, как мистический триллер о молодых москвичах, после жизни попавших в некое Чистилище, которое выглядит глухой российской деревушкой.

Приземлённость финала сериала «Топи» многих разочаровала; а ведь она обманчива, эта приземлённость
Приземлённость финала сериала «Топи» многих разочаровала; а ведь она обманчива, эта приземлённость

Действительно, на протяжении почти всех серий мини-сериала «Топи» нам мягко намекают, что главные герои не выжили в аварии. Они слоняются между деревней Топи и заброшенным монастырём и кажутся ещё живыми, но на самом деле, это их мятущиеся души готовятся к Вечности — райской или адской, кому как. Тем объясняются все странности и чудеса, которые наблюдают персонажи, — мало ли, что в потустороннем мире может происходить.

И вдруг в последней серии «Топей» всему находится приземлённое и реалистичное объяснение: местный завод выбрасывает в окружающую среду такую жёсткую химию, что жителей деревни Топи и их гостей беспрестанно глючит. Нет никаких чудес, а есть иллюзии и игра одурманенного воображения. Люди пьют воду, и через неё получают всё новые и новые дозы галлюциногена.

Река в сериале «Топи» играет особую роль: это и Стикс со своим Хароном, и источник массовых галлюцинаций
Река в сериале «Топи» играет особую роль: это и Стикс со своим Хароном, и источник массовых галлюцинаций

Но действительно ли плохой экологической обстановкой можно объяснить всё происходящее в сериале «Топи»? Давайте подумаем.

ДТП по пути в Послесмертие

Персонажи пьют заражённую, дурманящую воду много и часто. На этом заостряется зрительское внимание в каждой из серий. Галлюциноген попадает в героев с чаем, с кашками и супами, которыми их потчают деревенские жители, просто через питьё воды из стакана. Особенно подвержен влиянию воды персонаж Ивана Янковского — он то окунается с головой в «ядовитую» реку, то открывает кран и ложится с растопыренным ртом под струю.

Воду из Топи на въезде в деревню пьют не все герои, так что объяснить сериал тем, что они приняли галлюциноген заранее не получится
Воду из Топи на въезде в деревню пьют не все герои, так что объяснить сериал тем, что они приняли галлюциноген заранее не получится

А первый раз «мёртвой» водицы молодые герои отведали ещё по пути в деревню «Топи», в машине персонажа Максима Суханова. Но в том-то и дело, что глотнули из заботливо предложенной «маньяком» бутылочки не все. Мы видим, как пьёт из неё «молодой миллионер» Янковского, как делает глоток героиня Катерины Шпицы. Чеченская девушка Эля, бегущая из Москвы от нелюбимого жениха, не пьёт точно! Она сразу передаёт бутылку следующим. Выпили ли галлюциногенной воды богобоязненная Софья и журналист Максим нам не показывают вовсе!

В начале телесериала нам показывают две версии случившей по дороге в деревню Топи автоаварии...
В начале телесериала нам показывают две версии случившей по дороге в деревню Топи автоаварии...

Таким образом, автоавария, в которую попадает машина с героями, объясняться массовой галлюцинацией точно не может. Авария была. Вот только, какая из двух? В сериале мы видим две версии происходящего на лесной трассе. В одной из них в легковушку с героями врезается тяжёлый грузовик, машину переворачивает и герои явно гибнут. А перед уходом в «Послесмертие» смотрят вслед выжившему водителю.

В другой версии, столкновения не происходит – персонаж Суханова уводит автомобиль в сторону, машина взлетает с оврага и приземляется на берегу реки (через которую, словно Харон через Стикс, перевезёт персонажей эпизодический шофёр). Все герои при этом целы, а вот Суханов исчезает из машины самым таинственным, мистическим образом.

Какая же из них правдивая? Может, та, в которой легковушка избегает столкновения с грузовиком?
Какая же из них правдивая? Может, та, в которой легковушка избегает столкновения с грузовиком?

Такая двойственность в показе дорожного происшествия отлично объясняется мистической трактовкой телесериала (герои умерли, вторая версия аварии им привиделась уже в Послесмертии). Реалистичная трактовка не может её объяснить никоим образом. Какая из версий аварии правдива? И откуда в реалистическом сюжете вообще взялось иное видение аварии?

Приглючились ли персонажам сериала «Топи» чудеса?

Смею утверждать, что и остальные события сериала «Топи» никак не могут объясняться галлюцинациями и играми разума. Представьте эксперимент: в лабораторных условиях какому-то количеству испытуемых дают некий психотропный препарат. Что им приглючится? Каждому своё! Даже если экспериментаторы при этом будут внушать какую-то одну картину, каждый испытуемый увидит её по-своему. А что в сериале?

Все чудеса, все трансформации герои видят одинаковыми. Они вдруг начинают воспринимать Катю старушкой (причём, и она сама себя видит такой). Почившего мужа приютившей их крестьянки ребята видят живым, каким и она воспринимает супруга. И все видят «воскресшую» сестру Ани, хотя некоторые из персонажей о её существовании даже не знали! Простите, но массовые галлюцинации так не работают!

Героиня Катерины Шпицы в сериале «Топи» боится увядания и в последний раз видит себя молодой
Героиня Катерины Шпицы в сериале «Топи» боится увядания и в последний раз видит себя молодой

Ещё интересней с девушкой Ариной. Как нам поясняют в финале, на самом деле полуголая (а то и голая) деревенская красотка — это её злая мама, которая забрала у дочки молодую внешность. Конечно, можно допустить, что напившаяся загрязнённой воды баба вообразила себя нимфеткой. Но как она другим сумела являться в этом обличии? Даже тем «другим», кто прежде её в глаза не видывал и пообщаться с ней не успел?

В «реалистичной» трактовке авторы пытаются убедить зрителей, что милиционер, который местную водицу не пьёт, — единственный в Топи, кто воспринимает вещи такими, какими они есть. Якобы, он и Арину видит незамутнёнными глазами. Ой ли? Зачем же он постоянно ходит к ней? Что за интерес у молодого мужика навещать «злую, уродливую бабу» и просиживать у неё часами? Вспомните, кстати, как он излагает историю Арины. В виде сказки о колдунье! А только «сказочным», мистическим образом и может объясняться её превращение в красну девицу.

Арину главные персонажи сразу видят вот такой, и это не объяснить наведённой галлюцинацией
Арину главные персонажи сразу видят вот такой, и это не объяснить наведённой галлюцинацией

Ну, и уж совсем не прост «главгад» с обезображенным зубным протезом лицом Максима Суханова. Ещё как не прост! Реалистичная трактовка толкует нам этот образ, как обезумевшего от вседозволенности директора того самого комбината, что травит галлюциногенами округу. Сторонники мистики видят в нём Сатану, совсем распоясавшегося на отдельно взятой территории. Я же уверен, что Максим Суханов сыграл в телесериале Владимира Мирзоева «Топи» нечто третье. Но это — тема отдельной статьи.

Озера
3391 интересуется