Машинку, весом вдвое меньше мотоцикла с коляской, изобрел американский авиаконструктор Д. Мартин. Журнал «За рулем» написал о «Дротике» в марте 1930 года: «Созданная в Америке компания намеревается продавать этот маленький автомобиль по цене около 400 руб. (200 долларов), включая большой, не пропускающий сырости ящик, который может служить гаражом».
Появление маленького дешевого автомобиля новой и оригинальной конструкции представляет большой интерес не только для Америки, но и для нас. Таким автомобилем является автомобиль-малютка «Дарт», что значит по-английски дротик,— так он был назван изобретателем.
В свое время мы уже сообщали о появлении этого маленького двухместного автомобиля, весом только 270 кг, тогда как мотоцикл «Харлей-Дэвидсон» с коляской весит около 425 кг, т.е. почти на 40% больше. Автомобиль «Дарт» спроектирован известным американским авиаконструктором Д. Мартином, владельцем авиазавода в Гарден-Сити. Близость изобретателя к авиации отразилась на этом крошечном автомобиле, в основу которого положено конструктивное оформление, взятое из авиационной практики.
Автомобиль-малютка «Дарт» значительно отступает от нормальной конструкции . Эти отступления имеют целью упростить и, следовательно, удешевить автомобиль. Основная особенность — полное отсутствие самостоятельной рамы и осей в обычном смысле слова.
Фотографии и рисунки дают некоторое представление о конструкции автомобиля-малютки. Он не имеет рессор, и колеса его подвешиваются непосредственно к кузову при помощи резиновых шнуровых амортизаторов, по типу применяемых для подвески колес аэропланов.
Такая подвеска позволяет каждому колесу самостоятельно реагировать на неровности пути и уменьшает неподрессоренные массы до минимума. Это обеспечивает чрезвычайную мягкость подвески. Резиновые амортизаторы отлично выдерживают до 40 000 км пробега. Они легко заменяются в течение двух минут, а стоимость их очень низка.
Подвеска передних колес выполнена очень любопытно (см. рис). На концах стальной трубы А, служащей одновременно поперечиной кузова и передней точкой опоры для мотора, насажена вилка В. При встрече колеса с препятствием поворотная осевая шейка может скользить по вертикальному шпинделю, закрепленному в вилке. Шпиндель закрыт специальным кожаным чехлом С, предохраняющим соединение от пыли и грязи. Поворотная осевая шейка и вилка снабжены специальными отростками и связаны шнуровым резиновым амортизатором Д. Таким образом, толчки, получаемые колесом от неровностей дороги, вызывают его вертикальное перемещение, воспринимаясь и поглощаясь растягивающимся при этом амортизатором. После прохождения колесом препятствия амортизатор, сжимаясь, ставит его в нормальное положение.
Управление автомобилем осуществляется при помощи нормального рулевого механизма. Передача движущей силы мотора производится посредством обыкновенного карданного вала и дифференциала. Картер дифференциала жестко укреплен на нижней части кузова. Полуоси соединены с дифференциалом гибкими резиновыми дисками Харди Д; аналогичные диски имеются в ступицах колес. Задние колеса также подвешены на шнуровых резиновых амортизаторах и могут передвигаться в вертикальной плоскости в специальных направляющих.
Здесь мы имеем независимую подвеску колес, но без качающихся полуосей. Все четыре колеса — новой ребристой конструкции.
Автомобиль-малютка снабжен крохотным четырехцилиндровым мотором с воздушным охлаждением. Для получения более интенсивного охлаждения вентилятор и головки цилиндров заключены в специальный кожух, направляющий струю засасываемого вентилятором воздуха непосредственно на цилиндры. Зажигание — от магнето. Для самопуска установлен электростартер или механический ножной стартер. Подача топлива— самотеком; бензиновый бак расположен под капотом мотора.
Коробка скоростей — стандартного типа с качающейся кулисой, имеет три скорости вперед и одну назад. Все движущиеся части, исключая части мотора, снабжаются смазкой единственный раз при выпуске с завода, и в дальнейшем на протяжении всей жизни автомобиля-малютки абсолютно не требуют никакой смазки.
Закрытый двух-трехместный кузов предоставляет достаточный комфорт пассажирам.
Автомобиль-малютка «Дарт» имеет колесную базу только в 1524 см и ширину колеи на 28 см меньше нормальной. Эти незначительные размеры автомобиля чрезвычайно повышают его проходимость.
На испытаниях автомобиль-малютка «держал дорогу» на скорости около 96 км в час и по плавности хода не уступал большим и тяжелым автомобилям. При езде по неровному вспаханному полю отмечено отсутствие изнуряющей тряски, которая обычно, при тех же условиях, сопровождает автомобили, подвешенные на обыкновенных рессорах,
При сравнительных испытаниях с мотоциклами с прицепной коляской на тяжелых грунтовых дорогах он не только не уступает, но и превосходит мотоциклы по проходимости , надежности и скорости движения. Расход горючего составляет только 4,75 л на 1000 км, т.е. почти вдвое меньше, чем у автомобиля «НАМИ 1».
К конструктивным недостаткам автомобиля-малютки можно отнести наличие дифференциала, отсутствие которого на таком крошечном и легком автомобиле дало бы значительное конструктивное упрощение и еще большее удешевление. В то же время оно чрезвычайно улучшило бы проходимость автомобиля по грязным грунтовым дорогам.
Созданная в Америке автомобильная компания намеревается продавать этот маленький автомобиль по цене около 400 руб. (200 долларов), включая большой, не пропускающий сырости ящик, который может служить гаражом для автомобиля. В настоящее время массового производства этих маленьких автомобилей еще нет; построено лишь несколько экспериментальных машин.
Компания обещает, однако, начать массовый выпуск автомобилей уже в этом году. Можно с уверенностью сказать, что автомобиль-малютка «Дарт» позволит снабдить машиной большинство населения Соединенных Штатов.
Проблема малого автомобиля является вопросом чрезвычайной важности для автомобилизации СССР. Полный охват автомобилизацией широких рабоче-крестьянских масс возможен лишь при условии создания легкого, малолитражного, экономичного и дешевого автомобиля. Индустриализация страны требует неотложного разрешения этого вопроса. Мы должны создать свой советский автомобиль-малютку и тем самым ускорить темп автомобилизации.
А. Душкевич
От редакции: статья т. Душкевича может служить техническим дополнением к дискуссии «Нужна ли нам мотоциклетная промышленность», помещенной в № 5 журнала «За рулем».
Мотоцикл хорошо известен широким массам трудящихся, статья же т. Душкевича дает представление о будущем его конкуренте, мало известном дате на западе — «автомобиле-малютке».
Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!
Материалы по теме:
BMW Isetta 250 — круглый отличник
Автомобили, у которых меньше четырех колес