Речь пойдет о вышедшем в ноябре 2020 года сериале «Перевал Дятлова», снятом группой режиссеров в составе Павла Костомарова, Валерия Федоровича, Евгения Никишова и Степана Гордеева по сценарию Ильи Куликова.
Идеей для создания многосерийной ленты послужила загадочная, но от того не менее трагическая история гибели в 1959 году студенческой группы туристов Уральского политехнического института, отправившихся в очередной поход по Уральским горам под руководством опытного Игоря Дятлова (актер Иван Мулин). Включение в состав группы сотрудника КГБ Александра Золотарева (актер Егор Бероев) свидетельствует о наивысшей категории сложности маршрута.
Столкнувшись на начальном этапе расследования с массой необъяснимых обстоятельств, руководством советских спецслужб под грифом строжайшей секретности принимается решение о направлении из Москвы с целью курирования хода оперативно-розыскных мероприятий опытного майора КГБ Олега Костина (актер Петр Федоров), изводимого мучительными воспоминаниями о войне, участие в которой отражено флэшбеками.
Интеллигентная внешность и обходительность в общении позволяют майору наладить контакт с патологоанатомом Катей (актриса Мария Луговая). Повышенный интерес к расследованию со стороны власти, регулярно тормозящей ход расследования, заставляет Олега разрываться между Москвой и Свердловском.
Загадочная гибель молодых туристов, обстоятельства которой опытным следователям до сих пор не удалось выстроить в логическую цепь событий, явилась благодатной почвой для появления лженаучных материалов и мистических гипотез, подогреваемых общественным интересом. Авторам картины, которые не ставили первоочередной целью документальность проекта, эти обстоятельства позволили смелее играть с образами главных героев, спецификой взаимоотношений. В отличие от широкой аудитории зрителей, родные и близкие участников трагических событий, произошедших в окрестностях горы Холатчахль, в том числе уцелевшего Юрия Юдина, указывают на излишний романтизм киношных дятловцев. Обилие информационных фейков, а также повышенная секретность обстоятельств расследования (с учетом срока давности произошедших событий) заставляют усомниться в возможности получения достоверных сведений о причинах случившегося.
Эксперты выдвигают ряд наиболее обоснованных причин гибели, среди которых:
снежная лавина
убийство на фоне банальной бытовой ссоры
встреча с браконьерами
языческое заклятье
военные испытания, обернувшиеся трагедией
инопланетный визит
Создатели «Перевала Дятлова» тонко прочувствовали запрос зрительской аудитории, истосковавшейся по динамичности развития событий в отечественных сериалах, с нарастающим от эпизода к эпизоду напряжением, и органично описали в сюжетной линии каждую из указанных выше гипотез.
Новаторский подход в повествовании заключается в параллельном существовании двух автономных сюжетных линий:
- нечетные эпизоды знакомят зрителя с обстоятельствами расследования, тайнами и загадками произошедшего, параллельно возвращаясь к мистическим событиями из военного прошлого майора Костина;
- четные эпизоды, стилизованные в лучших традициях советского черно-белого кино 50-х годов, повествуют непосредственно о походе группы, их быте и взаимоотношениях.
Развитие обоих сюжетных линий обособленно воздействует на восприятие событий зрителем, ближе к финальным сериям выстраиваясь в замысловатый пазл.
Подводя итог, необходимо отметить, что сериал «Перевал Дятлова», снятый в лучших традициях Тимура Бекмамбетова, имеет право на существование по той причине, что создатели от момента написания сценария не стремились претендовать на документальность. Картина держит зрителя в напряжении, даже принимая во внимание тот факт, что трагичность финала известна заранее. Выводы каждый сделает для себя самостоятельно.
С нетерпением жду отзывы в комментариях, поскольку мне важно Ваше мнение! Делитесь идеями для создания публикаций в будущем.
Если Вам понравилась публикация, нажимайте «нравится» и подписывайтесь на канал «Синематорика», чтобы не пропустить новые статьи.