Выше мы преимущественно писали о территориальной близости. Однако в обществе существуют и временные близости. Здесь уместнее оттолкнуться от концепции Ф. Ницше об историческом человеке и от мысли К. Мангейма о том, что для формирования ментальностей поколений имеют существенное значение яркие социальные события их юности. Проследим взаимодействие и столкновение двух типов представлений - из прошлого и настоящего людей. Представления из прошлого основываются на воспитании и установках родителей, коллективного опыта социального слоя. Представления настоящего - это то, что предлагает современный социум, они основаны на личных установках индивида, на его стереотипах, наблюдениях, на его памяти и ориентациях. При этом возникает эффект личного опыта, который постоянно возрастает в течение его жизни. В каждой точке социального пространства или жизненного мира образуется некий цельный узел взаимосвязанных представлений и ориентаций. Каждый человек как представитель социума носит в себе, в своей памяти, в своем культурном и профессиональном багаже те события, как личного, так и профессионального характера, которые отражаются и воздействуют на его будущее. Часто люди мало знают о мирах, находящихся за пределами их собственного мира. Тенденцией является обобществление новых идей, миров. В каждой точке социального пространства в жизненных траекториях людей, систем кумулятивно нарастает исторический, культурный пласт прошлого опыта, который оказывает влияние на будущее. Впрочем, от него или его части любой человек или система может отказаться. Молодые и пожилые люди или социальные системы отличаются своим жизненным опытом, багажом. Пожилые – это те, чья память заполнена пережитым прошлым, его событиями и приобретенным опытом.
Из позиции Ф. Ницше 1 следует, что есть две истории у любого индивидуума. Это та, которая была при его жизни, и та, которая была до его рождения. Первая творится частично самим человеком и его окружением, с которым он контактирует непосредственно. В этом повседневном взаимодействии важно все – и темы, которые поднимаются во время общения (за обедом, в семье, в транспорте, на работе, обсуждая актуальные события), и то, каким языком они произносятся, и то, какая этика (и, следовательно, действия) проявляется в этих отношениях, и то, какая ритмика у этих отношений (то есть протекание времени в них). Все это важно для жизненного пути конкретного человека. Вторая часть истории характеризуется тем, что люди при совместном проживании и взаимодействии рождают что-то новое (идеи, открытия, материальный продукт). То есть постепенно история человечества добавляет новое качество в общую «копилку». Это проявляется на всех уровнях социального взаимодействия. Человеческая история и человеческая цивилизация – это история продуктов сознания людей. Часть из них носит инновационный характер. Они могут конкурировать друг с другом. В наше время сняты многие искусственные запреты, поэтому в обществе стали слышать и видеть ментальные продукты сразу многих социальных срезов. Естественно, в этом потоке много хороших и полезных продуктов. Но о них в силу «инфляции ментальных продуктов» часто не известно. Есть и вред в этом процессе, прежде всего, для настоящего поколения, которое часто не может разобраться в потоке ценностей и усваивает некачественные второстепенные культурные продукты. Но в то же время естественным образом действуют механизмы отсеивания, селектирования ментальных продуктов нашего времени.
В духовном производстве весьма значительное место занимает наблюдение за феноменами повседневного жизненного мира. Именно они сообщаются в прямой или преломленной через современность форме поколениям людей, которые проходят социализацию. Следовательно, учителя-взрослые оперируют фактами повседневности, которые отстают от повседневной действительности социализируемых лиц на время их жизни. Это время связано с моментом формирования ментальности учителя (по К. Мангейму, это происходит от семнадцати до двадцати пяти лет, по нашим данным, от тринадцати до восемнадцати лет) и с его возрастом (вплоть до окончания активного времени учительствования). Заметим, что учителем мы называем человека, которому минимально будет семнадцать или тринадцать лет, учитель – это и сверстник, и более старший товарищ, включая родителей, бабушек и дедушек, учителей школ, высших учебных заведений, коллег по работе и прочих. То, что проходило через непосредственно пережитой, переваренный, личный опыт учителей, передается их ученикам, давая им проинтерпретированный опыт недалекого прошлого, происшедший от 0 до 60 и более лет назад. Ученики накапливают свой непосредственный опыт, переживания и сравнивают его с полученными фактами и опытом учителей недавнего прошлого. Затем собственный опыт учеников вытесняет из их сознания опыт учителей по мере их жизни. Этот процесс касается различных сфер, но прежде всего повседневных знаний, умений, окружающих их жизненный мир. В профессиональной сфере дело обстоит примерно так же. И здесь формируется пограничный слой временной близости прошлого к настоящему.
1 Ницше Ф. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1990. Т.1. - С.158.