Найти в Дзене

Временные близости

Выше мы преимущественно писали о территориальной близости. Од­нако в обществе существуют и временные близости. Здесь уместнее от­толк­нуться от концепции Ф. Ницше об историческом человеке и от мысли К. Ман­гейма о том, что для формирования ментальностей поколений имеют сущест­венное значение яр­кие социальные события их юности. Проследим взаимо­действие и столкнове­ние двух типов представлений - из прошлого и настоя­щего лю­дей. Представ­ления из прошлого основываются на воспитании и ус­танов­ках родителей, коллективного опыта социального слоя. Представления настоящего - это то, что предлагает современный социум, они основаны на личных установках индивида, на его стереотипах, на­блюдениях, на его памяти и ори­ентациях. При этом возникает эффект личного опыта, который по­сто­янно возрастает в течение его жизни. В каждой точке социального про­стран­ства или жизненного мира образуется некий цельный узел взаимосвя­занных представлений и ориентаций. Каж­дый человек как представитель социума но­сит в себе, в своей памяти, в своем куль­турном и профес­сиональном багаже те события, как лич­ного, так и про­фессионального ха­рактера, которые отража­ются и воздейст­вуют на его бу­дущее. Часто люди мало знают о мирах, нахо­дящихся за преде­лами их собственного мира. Тенденцией является обобщест­вление новых идей, миров. В каждой точке социального пространства в жиз­нен­ных траекто­риях людей, систем кумулятивно нарастает исторический, культурный пласт прошлого опыта, который оказывает влияние на буду­щее. Впрочем, от него или его части любой человек или система может от­казаться. Молодые и пожи­лые люди или социальные системы отличаются своим жиз­ненным опытом, багажом. Пожилые – это те, чья память запол­нена пережи­тым прошлым, его собы­тиями и приобретенным опытом.

Из позиции Ф. Ницше 1 следует, что есть две истории у любого инди­ви­дуума. Это та, которая была при его жизни, и та, которая была до его рожде­ния. Первая творится частично самим человеком и его окружением, с кото­рым он контактирует непосредственно. В этом повседневном взаи­модействии важно все – и темы, которые поднимаются во время общения (за обедом, в се­мье, в транспорте, на работе, обсуждая актуальные собы­тия), и то, ка­ким язы­ком они произносятся, и то, какая этика (и, следова­тельно, дейст­вия) проявля­ется в этих отношениях, и то, какая ритмика у этих отноше­ний (то есть проте­кание времени в них). Все это важно для жизненного пути кон­кретного чело­века. Вторая часть ис­тории характеризуется тем, что люди при совместном прожива­нии и взаимодействии рождают что-то но­вое (идеи, открытия, мате­риальный продукт). То есть постепенно ис­тория человечества добавляет новое качество в общую «копилку». Это проявляется на всех уровнях соци­ального взаимодействия. Человеческая история и человеческая цивилизация – это история про­дуктов сознания людей. Часть из них носит инновационный характер. Они мо­гут конкурировать друг с другом. В наше время сняты мно­гие искусственные запреты, по­этому в обществе стали слышать и видеть мен­тальные продукты сразу многих социальных срезов. Естественно, в этом по­токе много хороших и полезных продуктов. Но о них в силу «инфляции мен­тальных продуктов» часто не из­вестно. Есть и вред в этом процессе, прежде всего, для настоящего поко­ления, которое часто не может разобраться в по­токе ценностей и усваи­вает некаче­ственные второстепенные культурные про­дукты. Но в то же время естественным образом действуют механизмы отсеива­ния, селектирова­ния ментальных продуктов нашего времени.

В духовном производстве весьма значительное место занимает на­блю­дение за феноменами повседневного жизненного мира. Именно они сообща­ются в прямой или преломленной через современность форме по­колениям людей, которые проходят социализацию. Следовательно, учи­теля-взрослые оперируют фактами повседневности, которые отстают от повседневной дейст­вительности социализируемых лиц на время их жизни. Это время связано с моментом формирования ментальности учителя (по К. Мангейму, это про­ис­ходит от семнадцати до двадцати пяти лет, по нашим данным, от тринадцати до восемнадцати лет) и с его возрастом (вплоть до окончания активного вре­мени учительст­вования). Заметим, что учителем мы называем человека, кото­рому минимально будет семнадцать или тринадцать лет, учитель – это и свер­стник, и более старший товарищ, включая родителей, бабушек и дедушек, учителей школ, высших учебных заведений, коллег по работе и про­чих. То, что проходило через непосредственно пережитой, пере­варен­ный, личный опыт учителей, пере­дается их ученикам, давая им про­интер­претированный опыт недалекого про­шлого, происшедший от 0 до 60 и более лет назад. Уче­ники накапливают свой непосредственный опыт, пе­режи­вания и сравнивают его с получен­ными фактами и опы­том учителей недавнего прошлого. Затем собствен­ный опыт учеников вы­тес­няет из их сознания опыт учителей по мере их жизни. Этот процесс касается различных сфер, но прежде всего повсе­дневных знаний, умений, окружающих их жизненный мир. В про­фессио­наль­ной сфере дело обстоит примерно так же. И здесь формируется погра­ничный слой временной близости прошлого к настоящему.

1 Ницше Ф. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1990. Т.1. - С.158.