Частая история, с которой сталкиваются родители старшеклассника: ребёнок вроде бы неплохо учится, в школе его любят, и наверняка у него много друзей, но совершенно нет никаких увлечений. Как же тогда он будет строить своё будущее, если ничем не хочет заниматься, кроме уроков? Обеспокоенным родителям отвечает психолог Дарья Белоусова.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Вопрос. У ребёнка в 8-м классе нет никаких увлечений, ему ничего не интересно. Как помочь ему выбрать будущую профессию?
Ответ. Подростку в принципе сложно представить себя в будущем. Сориентироваться в том, что нравится сейчас, когда то, что было интересно раньше, уже не так увлекает. Это пространство для поиска, для проб и новых решений. Не стоит бояться этой пустоты.
Я предлагаю родителям и детям поиграть вместе:
- Наметьте 6–8 сфер, к которым есть хотя бы небольшой интерес. Онлайн-игры, встречи с друзьями, соцсети тоже считаются;
- Дополните баллами или цветом каждую сферу, чтобы показать, насколько развит интерес. Тут можно использовать любую систему оценивания;
- Посмотрите внимательно на список сфер и отметьте те, которые хотелось бы развивать;
- Задавайте друг другу вопросы по очереди. Как можно увеличить сферы интереса? Какие действия для этого нужны? Будьте готовы принять любой выбор ребёнка. Постарайтесь услышать его по-настоящему.
Выбор профессии зависит только от ребёнка - это его ответственность. Будет здорово, если получится, опираться не только на желания, но и на реальные возможности. Часто дети хотят быть «космонавтом», при этом плохо понимая, что для этого нужно. А иногда не хочется быть. Вообще никем. Потому что есть установка: «Я никчёмный, у меня ничего не получится».
В этом смысле игра поможет раскрыть существующие трудности. Если самим справиться трудно, вы можете обратиться к специалисту по профориентации в вашем городе. Обычно это психологи, которые могут помочь с тестированием или проблемами с самооценкой.