Знаменитый на весь мир мультфильм про забавного, неуклюжего медведя-панду По, который случайно стал мастером кун фу, с успехом завоевал и китайский рынок и собрал в Поднебесной приличную кассу.
Однако некоторые представители ученой и творческой интеллигенции усмотрели в этой истории искажение традиционной китайской культуры, которой они очень гордятся. Они утверждают, что добрый, неуклюжий По – не китаец, а типичный американец, который под прикрытием традиционных ценностей пропагандирует западную модель жизни.
Впрочем, эта в меру конструктивная критика не помешала мультфильму занять топовое место в местном кинопрокате.
Китайцы – фанаты маленьких детей – как своих, так и чужих. Причина проста: политика «Одна семья – один ребенок» не прошла бесследно для китайского менталитета даже в наши дни, когда власти разрешили заводить второго. Малышам дошкольного возраста разрешается абсолютно все – не только дома, но и в транспорте, а также общественных местах. Китайцы обожают фотографироваться с малышами, однако во время импровизированных фотосессий ведут себя в рамках приличий и держат себя в руках.
Зато когда ребёнок идет в школу, на него обрушивается колоссальная нагрузка. Заботливые мамы и папы почти всегда записывают его на дополнительные занятия, кружки, так как понимают, что хорошее образование детей – гарантия их спокойной, обеспеченной старости (в Китае сыновья и дочери обязаны содержать своих престарелых родителей).
Настоящие трудоголики. Китайская экономика занимает одно из первых мест в мировом топе. Многие специалисты справедливо считают, что пресловутый человеческий фактор в лице трудолюбивых китайцев сыграл в этом процессе решающую роль.
В самом деле, этот народ – настоящий трудоголик. Треть китайцев даже не берет законный отпуск, предпочитая работать и зарабатывать деньги. Хотя оплачиваемые дни отдыха прописаны в трудовом законодательстве Поднебесной – от 5 до 20 дней, в зависимости от стажа добросовестного служащего. И еще один интересный факт – государство специально выделяет отпуск своим гражданам для того, что они навещали своих престарелых родителей и заботились о них.
Китайцы - все на одно лицо? Китай – многонациональное государство. В стране проживают 56 народностей, которые говорят на 235 живых языках. Больше 90 % населения страны – народ хань – носитель пекинского диалекта, который собственно и есть китайский. Остальные национальные меньшинства проживают плотными поселениями, владеют своим родным языком, а также сохранили собственную оригинальную письменность.
Такое национальное многообразие – феномен Поднебесной. Каждая народность бережно хранит свою религию, традиции, обычаи. Среди них есть мусульмане, буддисты, приверженцы шаманизма. В Китае проживают и христиане, в том числе, - православные. Национальные меньшинства живут, в основном, на юге и в юго-западных районах страны.
Китайские онлайн-магазины. Фишка китайских интернет-магазинов – их универсальность. Здесь продают и покупают решительно все – от мелких безделушек, до мебели и электротехники. В их ассортименте насчитывается до сотни миллионов товаров в 40-50 категориях. Даже магазины, которые поначалу специализировались, например, на электронике и гаджетах (Banggood, Gearbest) быстро переформатировались и теперь торгуют абсолютно всем – вплоть до одежды и детской обуви.
В некоторых интернет-магазинах можно приобрести даже такие оригинальные и, кажется, - бесполезные вещицы, вроде кусочка метеорита. Благодаря низким ценам, а также мобильности, всеобщей доступности и гигантскому выбору товаров китайские веб-магазины стремительно завоевывают покупателей по всему миру, в том числе, - в России.
6.
Китай – родина чая и чайной культуры. По преданию, его заваривают и пьют в Поднебесной более 2 тысяч лет. Самый популярный вид китайского чая – зеленый, который любим и в нашей стране. Китайским чайным напиткам приписывают лечебные и бодрящие свойства.
В Поднебесной существует немало церемоний заварки и приема чая, которым бы позавидовали английские аристократы. Сами китайцы придают этой красивой процедуре не только эстетический, но философский смысл, считая, что она успокаивает нервы и поднимает настроение. Пьют чай из симпатичных кружечек – пиал, которые малы по объему и не имеют ручек. Напиток заваривают буквально за несколько секунд и наливают в пиалу крошечными порциями; потом заваривают новую порцию и снова подливают в чашечку. Так повторяется несколько раз, пока китаец не выпьет среднестатистическую чашку, которую мы все знаем.
Знаменитый комиссар Мозер из культового сериала «Комиссар Рекс» и младший лейтенант Глазычев из фильма «Ко мне, Мухтар!» ловили опасных преступников с помощью овчарки, а китайские полицейские с успехом заменяют лучших четвероногих друзей человека гусями. Дело в том, что эти птички довольно агрессивны и при правильной дрессировке в состоянии участвовать в погоне.
Кроме того, у них отличное зрение и приличная скорость – качества, которые незаменимы в полицейских облавах. Впрочем, этот оригинальный метод борьбы с преступностью пока используется лишь в одной провинции – Синьцзян. Местные гуси в этом районе уже отличились, предотвратив кражу мотоцикла из полицейского участка.
Китай – рекордсмен по автомобильным пробкам. В 2010 году на трассе Пекин-Тибет из-за дорожных работ миллионы китайцев две недели простояли на шоссе, проезжая по одному километру в день. Местные жители продавали водителям еду и напитки по завышенным ценам, а саму процессию охраняла внушительная группа полицейских.
Другая рекордная пробка образовалась в Шанхае. Ее продолжительность составляла 12 дней, а протяженность – 99 километров. Причина инцидента довольно проста – тысячи китайцев отправились на праздники отдохнуть в другие города, а затем почти одновременно стали возвращаться в Шанхай. Еще одна причина затора – пятилинейная трасса, которая на контрольно-пропускном пункте перешла в традиционную трехлинейную. Похожие ситуации происходят и в других крупных мегаполисах, однако Китай все равно берет количеством и продолжительностью пробок.
Криптоюань. В последние десятилетия рост экономики Китая стремительно набирает оборот. Китайцы стараются – по крайней мере официально – максимально абстрагироваться от шаткого доллара и даже не очень устойчивого евро. Поэтому все торговые операции в Поднебесной совершаются через местную валюту юань. Даже туристы, посещающие страну дракона, должны обменивать международную валюту на юань. Кстати, чаевые в Китае тоже не положены – ни долларами, ни евро, ни даже юанями.
Осуществить обмен можно через любой банкомат. Потери при соотношении курсов валют будут минимальны. Впрочем, ни для кого не секрет, что доллары и евро все-таки находятся в денежном обороте Поднебесной, однако это своеобразный теневой, черный рынок, который функционирует на полулегальном положении. В основном, международную валюту пускают в ход крупные бизнесмены, ну а среднестатистические китайцы, как и залетные туристы, в обязательном порядке пользуются юанью.
Кроме того, в ближайшее время Китай планирует запустить электронный криптоюань, который, по прогнозам специалистов, изменит финансовую систему мира. В Сеть просочилась информация, что создание криптоюаня идет полным ходом и уже в этом году он вольётся в китайскую экономику.
Интернет на замке. Китай – страна, которая позиционирует себя как современное, открытое государство, готовое к диалогу и сотрудничеству на международной арене. Китайская экономика – одна из ведущих в мире, а сами китайцы чревычайно мобильны и коммуникабельны. Поэтому трудно представить, что в этой стране ограничено то, что в XXI веке связывает народы в единое глобальное пространство, – Интернет.
В Поднебесной действует проект Золотой щит, который с успехом фильтрует виртуальный контент. Показателен тот факт, что китайские программисты приступили к его разработке буквально через несколько лет после запуска Интернета. Это произошло в конце 1990-х годов, а уже через несколько лет Золотой щит был успешно запущен в мировую сеть китайской модели.
Невероятно, но факт: в этой стране заблокированы такие гиганты, как Google, Facebook, YouTube, Twitter и даже всеми любимая Википедия. Однако надо отдать должное китайской цензуре: баня иностранные ресурсы, она создала не менее популярные аналоги: WeChat вместо Facebook, YouKu вместо YouTube и т.д. Поэтому сами китайцы, кажется, не жалуются; тем более, что в крайнем случае они окольными путями все же получают доступ на запрещенные сайты.