Эта пара казалась невозможной, невероятной- скучный еврей-драматург и мечта миллионов, секс-символ поколения. Мэрилин искала кого-то, кто разглядит в ней нечто большее, чем глупенькую блондинку. Но Артур не смог сделать ее счастливой, а лишь спровоцировал ее нервный срыв.
Детство Мэрилин Монро было крайне печальным, и последствия этого преследовали ее всю жизнь. Тогда ее звали Норма Джин, и в три года она сначала лишилась отца, а затем и матери, которая сдала ее в детдом. Позже мать забрала ее, но сама попала в психушку, оставив дочь на попечении подруги. Многолетние скитания из семьи в семью, жизнь в детдоме и тяжелая наследственность привели к неизлечимым душевным проблемам. Всю жизнь Мэрилин пыталась найти настоящую себя среди многочисленных масок, которые ей приходилось носить. В мужчине же она искала отца, которого была лишена, наставника, умного взрослого, способного разглядеть ее внутреннюю красоту. Несмотря на толпы обожателей, она всегда была одинокой, а ее третий муж, Артур Миллер, называл ее "самой грустной девушкой на свете".
Когда Артур Миллер впервые увидел Мэрилин Монро (в 1951 году на съемочной площадке), она была в самом начале расцвета популярности. Позднее, на одной из голливудских вечеринок, где вокруг нее кружили поклонники, он наблюдал, как Мэрилин, в откровенном платье, щедро раздаривала ослепительные улыбки окружающим. Рядом с ней был ее муж, известный бейсболист Джо ДиМаджо, по которому ясно считывалось, как он устал ревновать свою красавицу-жену. На том вечере Артур и Мэрилин лишь обменялись парой незначительных фраз, однако мужчина, как настоящий писатель, отметил для себя ее образ - соблазнительная женщина, очень любящая жизнь, дарящая радость всем вокруг, в надежде самой получить тепло и любовь. Позже окажется, что Мэрилин знакома с творчеством Миллера и весьма ценит его интеллект. Элиа Казан, ее бывший любовник, даже говорил, что фото Миллера стояло на прикроватной тумбочке актрисы.
Вскоре после этого, в 1954 году, Мэрилин и Джо ДиМаджо оформили развод, и актриса перебралась в Нью-Йорк. У нее уже случались первые нервные срывы, и она пыталась отвлечься - много читала, репетировала. Целый год она посвятила изучению актерского ремесла, наверстывая упущенное. В то время она даже носила очки, словно играя новую для себя роль - роль прилежной студентки. Недостаток образования, конечно, сказывался - Мэрилин было немного некомфортно среди интеллектуалов, она чувствовала, что не может им соответствовать, однако с жадностью впитывала каждое их слово. Именно в этот момент случилась очередная их встреча с Миллером. Он уже был обладателем престижной Пулитцеровской премии, был женат крепким браком и имел двоих детей, но не смог устоять перед магией Мэрилин, начались их тайные встречи. Она смотрела на него с восторгом, обожанием, а Артур видел в ней нечто, что никто не мог разглядеть до него, - драматический актерский потенциал. С первой женой драматург вскоре расстался.
У Миллера в то время были серьезные проблемы с государственной властью - его вызывали на допрос в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Подозревали, что Миллер симпатизирует коммунистам. В его работах начала пятидесятых годов было много диссидентских мотивов. Будучи очень расчетливым человеком, Миллер тщательно строил свою карьеру, понимая, что диссидентство добавляет ему очков, романтизирует его образ, укрепляет авторитет среди интеллектуальной элиты страны. Именно во время дачи показаний Комиссии в Вашингтоне он заявил, что вскоре женится на актрисе Монро. Это было очень эффектно, ведь за процессом следила вся страна. Подруга позже вспоминала, что Мэрилин обидел тот факт, что предложение руки и сердца она получила не лично, а узнала об этом от журналистов. Тем не менее, она горячо поддержала его, выступила с речью в его защиту и, тем самым, возможно, спасла от тюрьмы.
В июне 1956 года Мэрилин Монро и Артур Миллер поженились. Рядом с ним актриса стала выглядеть серьезнее, она чувствовала себя причастной к настоящему искусству. Да, они очень разные, их пара - союз полных противоположностей, но первое время они были очень счастливы. Мэрилин искренне верила, что с помощью Артура сможет наконец вырваться из надоевшего ей амплуа поверхностной комедийной актрисы. Записи в дневнике актрисы в то время наполнены любовью к мужу и ее желанием не расставаться с ним. Она много читает, а Артур пишет сценарий с главной драматической ролью для нее.
К слову, за время их брака, больше он не написал ничего, жизнь с Мэрилин надолго лишила его творчества, она словно забирала всю его энергию.
Во время съемок картины "В джазе только девушки" (1959 год) Мэрилин переживает неудачную беременность, потом еще одну, ее душевное состояние уже очень далеко от стабильного. Именно Артур Миллер, по мнению близких актрисы, приучил ее к снотворным и успокоительным препаратам. Однако и он чувствовал себя одураченным - начинал роман со смеющейся беззаботной красоткой, а получил в жены склонную к истерикам нервную женщину. Она же прочитала случайно в дневнике мужа нелестные, пренебрежительные отзывы о себе. Муж считал ее совершенным ребенком и понимал тех, кто ее критиковал. Называл пустышкой и фальшивкой, жить с ней считал невозможным! Мэрилин была глубоко опечалена, оказалось, даже самый близкий человек совершенно не понимает ее. Ее ощущение собственной ненужности и незначимости так контрастирует с ее образом всеми желанной красавицы, что это действительно очень грустно.
В 1960 году Мэрилин снялась в фильме "Неприкаянные", по тому самому сценарию, написанному мужем для нее, но и эта единственная ее драматическая роль не принесла актрисе удовлетворения. Она заявила, что Артур использовал ее реальную жизненную трагедию для героини, да и роль потребовала от нее слишком много эмоциональных вложений. Мэрилин была сломлена и физически, и психологически, дело шло к кризису. Во время съемок они с Артуром уже были фактически чужими людьми. В 1961 году, после почти пятилетнего брака, супруги развелись, указав причиной "несходство характеров". В одном из своих последних интервью Миллер говорил:
«Мы были двумя частями, контрастами общества. Я не сразу понял, что рядом была не просто чувствительная, любившая жизнь женщина. В сердцевине ее характера сохранялась мрачность, о которой я не подозревал. Но я любил ее. И мне казалось, что достаточно быть рядом, чтобы давать надежду».
Кстати, на съемочной площадке фильма "Неприкаянные" Артур Миллер познакомился со своей будущей третьей и последней женой, фотографом Инге Морат. Именно в ней он нашел то, что искал, обретя в браке гармонию и согласие. У пары родилось двое детей, дочь Ребекка и сын Дэниел. Мальчик родился с синдромом Дауна, и Миллер настоял на передаче его в приют. Инге навещала сына, а Миллер - никогда. Он продолжал писательскую деятельность и вел активную общественную жизнь. Скончался Артур Миллер в 2005 году.
После развода с Миллером душевное состояние Мэрилин было просто ужасным. Посещала двух психоаналитиков, почти не спала, попала в клинику для душевнобольных с сильнейшим нервным срывом. Считалось, что ее спасают от самоубийства, а Мэрилин чувствовала себя запертой в клетку. Слухи о состоянии ее здоровья стали достоянием общественности, возле клиники дежурила толпа журналистов. Из больницы Мэрилин вытащил Джо ДиМаджо, преданный ей до конца жизни.
В 1962 году ее пригласили сниматься в фильм "Что-то должно случиться" (Something's Got to Give), который никогда не будет доснят. На съемочной площадке ее поведение приводило всех в замешательство - актриса не могла справиться даже с короткими сценами, приходилось бесконечно переснимать. Рабочий материал с этих съемок есть в Интернете - ее потерянный рассеянный взгляд говорит о многом. Даже ослепительная улыбка не может скрыть глубокую печаль. Мэрилин уволили, она вновь заболела.
Что-то должно было случиться, и это случилось, - в августе 1962 года актриса была найдена мертвой в собственном доме. Официальной причиной гибели звезды было названо самоубийство в результате передозировки снотворного. Смерть актрисы потрясла всех, и до сих пор является одной из главных загадок 20 века. Артур Миллер на похороны бывшей жены не пришел, но считал себя отчасти виновным в ее смерти.
Нельзя с уверенностью утверждать, что именно разрыв с третьим мужем довел актрису до самоубийства, но очевидно, что их брак "вскрыл" все худшее, что таилось в глубине души Мэрилин. Она была сломлена и опустошена, а Миллер просто оставил ее, совершенно не заботясь, что с ней будет дальше. Чувствительная натура актрисы и ее склонность подвергать сомнению собственную значимость довели ее до глубокой депрессии. Работа могла бы спасти ее - но в таком состоянии она не могла работать. Ребенок мог бы вернуть ей радость жизни - но у нее не было детей... История любви интеллектуала и красавицы закончилась разрушением мечты и полным фиаско.
Ставьте лайк, если моя статья показалась вам интересной! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации)