Найти тему
НЭБ

Морской офицер из «Могучей кучки»

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) – один из самых выдающихся и интересных русских композиторов второй половины XIX – начала ХХ века. Как ни странно, но незаурядный музыкант, дирижер, профессор композиции, автор труда по оркестровке, член знаменитой «Могучей кучки» под лидерством М. А. Балакирева, служащий Певческой капеллы, преподаватель консерватории в детстве мечтал лишь о море и карьере морского офицера.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)

Музыка Римского-Корсакова очень понятна и духовно близка каждому. Его имя вызывает в памяти целую гряду оперных шедевров – «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок»... Они ставились не только в России, но и на мировых сценах: во Франции, Испании, США, Чехии, Бельгии, Италии. Проживающие здесь в большом количестве русские певцы-эмигранты становились участниками премьерных постановок. Ноты этих сочинений можно найти в настоящей коллекции.

Романсы композитора, мелодичные и полные лирики, отражают насыщенную образную сферу, а симфонические картины и сюиты полны глубокого звукосозерцания. «Пожалуй, впервые именно у Корсакова живописание и очеловечивание природы как некоей животворной, вечной и многоликой стихии стало одной из основных творческих задач», – пишет С. Слонимский в книге «Свободный диссонанс», называя Римского-Корсакова «Творцом музыкальных чудес». Ощущением силы и красоты природы проникнуты многие его оперные страницы. Образ моря в симфонической сюите «Шехерезада» – один из шедевров мирового музыкального искусства, картина и переживание человека, наблюдавшего водную стихию во многие дни своего морского кругосветного путешествия в юности. Уже с первой репетиции невероятный успех имело «Испанское каприччио» – яркое и колоритное сочинение мастера оркестра и изобретательного художника, невероятно точно передавшего дух и образ далекой страны.

1. Открытка  с портретом композитора и его автографом 1895 года. 2. Открытка с изображением Римского-Корсакова издательства А. А. Горожанина
1. Открытка с портретом композитора и его автографом 1895 года. 2. Открытка с изображением Римского-Корсакова издательства А. А. Горожанина

Римский-Корсаков воспитал около 200 композиторов, дирижёров и музыковедов, среди которых – А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов, Н. Н. Черепнин, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. «Одного перечисления его учеников достаточно чтобы понять, как велико было "строительство" Римского-Корсакова в музыкальной области, какого изумительного организатора имела в его лице русская музыкальная школа», – писал П. Н. Бронский в книге о композиторе. Настольными учебными пособиями для музыкантов и поныне являются «Практический курс гармонии» и «Основы оркестровки» Римского-Корсакова (том 1, том 2 ).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)

Свои мысли о жизни и творчестве Римский-Корсаков изложил в «Летописи моей музыкальной жизни». Ценнейший документ создавался на протяжении тридцати лет, одно из самых значительных произведений мемуарной литературы представлено в коллекции НЭБ изданиями 1909 и 1928 года.

В фонде НЭБ хранятся ценные материалы, связанные с творчеством Римского-Корсакова, издания конца XIX – начала XX в. В их числе – клавир оперы «Золотой петушок» с обложкой Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942), вышедший в издательстве «П. Юргенсон». «Билибин создал многокрасочные рисунки титулов, несмотря на некоторые моменты стилизации, могущие служить образцом художественного оформления нот в национальном стиле», – писал Б. Л. Вольман в книге «Русские нотные издания XIX – начала XX в.».

1. Обложка клавира оперы «Золотой петушок». 2. И. Я. Билибин. 3. Автограф Римского-Корсакова, датированный 30 января 1904 года. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии : Опера в 4-х действиях : Вступление «Похвала пустыне»
1. Обложка клавира оперы «Золотой петушок». 2. И. Я. Билибин. 3. Автограф Римского-Корсакова, датированный 30 января 1904 года. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии : Опера в 4-х действиях : Вступление «Похвала пустыне»

Многие издания и документы оцифрованы и вошли в настоящую коллекцию. В их числе – открытка с портретом композитора и его автографом 1895 года, открытка с изображением Римского-Корсакова издательства А. А. Горожанина и автограф композитора, датированный 30 января 1904 года.

1. Программа представления оперы «Снегурочка» 9 ноября 1911 года в Императорском Большом театре. 2. Обложка клавира оперы «Садко» – издание М. П. Беляева
1. Программа представления оперы «Снегурочка» 9 ноября 1911 года в Императорском Большом театре. 2. Обложка клавира оперы «Садко» – издание М. П. Беляева

В коллекции можно найти все основные сочинения Римского-Корсакова. Особый интерес вызывают экземпляры с красивым художественным оформлением, как, например, клавир оперы «Садко» – издание М. П. Беляева. А программка представления оперы «Снегурочка» 9 ноября 1911 года в Императорском Большом театре позволяет увидеть созвездие имен, занятых в этом спектакле.

Творчество Римского-Корсакова широко и многогранно освещено на портале НЭБ. Заходите на наш сайт, чтобы обогатить свое представление о музыке Н. А. Римского-Корсакова.

  • Авторы материала: А. А. Семенюк, Л. Б. Баяхунова