В рамках челленджа #секретная биография и в преддверии международного женского дня 8 марта решила поделиться малоизвестными фактами из биографии советского народа.
Наверное, многие читали и знают о Чернобыльской трагедии, потрясшей всю мировую общественность. Но мало кто слышал, что за 16 лет до этого в городе Нижний Новгород (тогда именуемый город Горький) также произошла серьезная атомная авария, унесшая и искалечившая многие человеческие жизни.
18 января 1970 года. Выходной день. Воскресенье.
Страна готовится к празднованию столетия со дня рождения В.И. Ленина. На заводе «Красное Сормово» к этой дате хотят приурочить спуск на воду сразу трех подводных лодок: «Скат» (К320), «Сёмга»( К-308 ) и «Сом»( К-302). Работа кипит, и сборка идет полным ходом. Корабелы работают практически без выходных.
Все операции освоены до автоматизма. Ошибок, по сути, быть не должно. Но, как иногда бывает, труд всего коллектива становится заложником одного нерадивого работника. Из-за допущенной ранее ошибки при сборке атомного ректора, при проведении испытаний на субмарине К-320 происходит взрыв. 12 человек погибают на месте, остальные (до полутора тысяч человек) получают радиационное облучение разной степени тяжести. В первые часы после аварии уровень радиации превышал предельно допустимый в миллион раз.
Официально на заводе «Красное Сормово» атомных подводных лодок не производили. Поэтому информацию об аварии пытаются всячески скрыть, с работников берут подписку о неразглашении. Каким-то образом о произошедшем узнали «вражеские голоса», но доказательств трагедии у них не было, поэтому они тоже быстро замолчали.
Работы по ликвидации аварии продолжались до 24 апреля. Среди ликвидаторов было много женщин (в том числе и беременных!). Видимо, руководство посчитало, что слабому полу сподручнее управляться со шваброй и тряпкой, пусть и на загрязненном радиацией объекте. Из средств защиты применялись только марлевые маски, перчатки (прямо как при Ковиде) и ватники.
О возможных последствиях радиационного облучения работники тогда практически ничего не знали, а просвещать их никто не торопился, поэтому руководствовались слухами «кто и что скажет». «Фонящие» фуфайки положено было сжигать, но их обрабатывали спиртом (спиртом, со слов очевидцев, в цехе на тот момент можно было залиться) и уносили домой с мыслями «в хозяйстве все сгодится».
По сети гуляет информация, что участникам ликвидации выплачивали 50р в день. Не знаю, насколько это соответствует истине. Я разговаривала с одной бабушкой, ликвидатором той аварии – она получила только премию в 250 руб. «за сдачу сухогруза на воду», и все.
Гриф секретности о тех трагических событиях был снят лишь спустя четверть века. Однако, награда так и не нашла своих героев. Большинство ликвидаторов сормовской аварии были людьми сугубо гражданскими, не имеющими никакого отношения к Министерству обороны, поэтому ни правительственных наград, ни льгот, ни соответствующего статуса «Ветеран подразделения особого риска» они так и не получили.
=======
Во время той страшной аварии автора еще не было даже в проекте. Поэтому если кто-то захочет что-либо добавить к статье или поправить меня, то «Добро пожаловать в комментарии!». Только , пожалуйста, без злобы и оскорблений.
======================================================>>>