Найти тему
Фильмокнижие

Размышляя о черном человеке Высоцкого

Стихотворение Владимира Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…» написано в 1979 году, но впервые опубликовано в «Авроре» в 1988 году. Тема черного человека восходит к «Моцарту и Сальери» Пушкина и поэме Сергея Есенина. В каждом из этих произведений черный человек – предвестник смерти, трагедии, беды, боли…

Мне кажется, на теме противостояния черному человеку построен фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», где полковник Бехтерев преследует Высоцкого, собирая на него компромат день за днем:

Мой черный человек в костюме сером!..
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И был под дых, внезапно, без причины.

Лирический герой напрямую обращается к своей тени, к человеку из органов, что преследует его, не дает ему дышать. Да, это предвестник смерти, опасности, ареста.

Чем опасен черный человек? Он многолик, словно «злобный клоун», жесток, причем беспричинно, цинично жесток. Изощренно коварен. Откуда в нем это? Он облечен властью и за свое место под солнцем готов уничтожать всех неугодных.

А еще у этого черного человека всегда найдутся союзники. Важно понять и просчитать, кто они:

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

Мы видим, что «ломать крылья» могут и завистники, те, кто не публиковал произведения поэта, поэтому единственным способом общения с читателем Высоцкий выбрал песни.

-2

«Ломали крылья» критики, что не считали его произведения стихами, издевались над неточными рифмами и рваным ритмом, упуская главное – глубокий общечеловеческий смысл.

Как чувствует себя лирический герой в ситуации подавления и прессинга?

Я суеверен был, искал приметы,
Что мол, пройдет, терпи, все ерунда…
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: «Больше никогда!»

Да, первая реакция – перетерпеть, справиться, отойти, обдумать свои действия, обогнуть острый угол. Вторая реакция – решительно противодействие. А потом – бунт, крик, попытка вырваться из замкнутого круга.

-3

Как правило, причиной травли является зависть, черная, липкая, как смола, жгучая, серая.

Чему завидуют токсичные люди из окружения поэта?

Вокруг меня кликуши голосили:
«В Париж мотает, словно мы в Тюмень, -
Пора такого выгнать из России!
Давно пора, - видать, начальству лень».
Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам курю.
Я все отдам – берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.

Да, воинствующая серость – самая опасная часть общества: от злобы и зависти от способны распять, растоптать, уничтожить любого, кто чем-то их обошел. Славой. Талантом. Всенародной любовью. Материальными благами.

А еще страшнее, когда единомышленники или приятели подключаются к этому изгнанию ведьм. Да еще под видом заботы и дружеских чувств, давая «добрые советы», поучая и наставляя:

И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья – известные поэты:
Не стоит рифмовать «кричу-торчу».

Да, можно написать лиричнее, мелодичнее, а можно написать по-своему, как живешь, дышишь, чувствуешь. На кураже. Прямо. Открыто. Честно. Но нужны ли такие советы автору. Вряд ли. Он и без высоких покровителей найдет свою аудиторию и достучится до миллионов сердец.

-4

В минуты, когда мне особенно трудно, повторяю последние строки этого стихотворения:

И лопнула во мне терпенья жила –
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут – отвечу на вопрос.
Я до секунды жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано.

Вот эти последние строки, пожалуй, обращены к каждому из нас: если делать свое дело по-настоящему, «тащить свой воз», понимать, «что лживо, а что свято», а еще иногда отдыхать в спокойной обстановке, думать о вечном, молиться, то вся скверна жизни уйдет.

Только семья, только близкие люди – то главное, ради чего стоит жить, а все остальное – призрак, мираж. Если ты дорог тем, кто дорог тебе, то черного человека стоит прогнать вон, ему нет места в доме, где царит мир и покой.

Возможно, это очень женская трактовка данного текста, но вдруг вы со мной в чем-то согласитесь…

Жду ваших комментариев на канале «Фильмокнижие»

До новых поэтических встреч

На моем канале уже есть статьи о лирике Высоцкого:

Книжные дети Высоцкого

Жизнь на сгибе бытия

Высоцкий-лирик