Дмитрий Глуховский заинтриговал меня тем, что смог написать историю, вдохновившую многих других писателей-фантастов писать продолжение и дополнение этой истории.
Возникла целая фантастическая «Вселенная Метро 2033»
В ней уже более ста книг и они продолжают выходить до сих пор. Первую книгу «Метро 2033» Дмитрий издал в далёком 2005-м. С неё я и решил начать открывать для себя эту Вселенную.
Поначалу я не понял, чем история так зацепила миллионы читателей (книга переведена на 37 языков и выпущено более миллиона экземпляров). Обычный постапокалипсис, причём, местами, слабовато продуманный.
Например: как можно два десятка лет выживать в метро на каких-то грибах и свиньях, которых кормили теми же грибами? Логичней и проще было бы производить планктон, из которого готовить потом питательные смеси. Такой проект разрабатывался для дальних космических полётов.
Или жечь костры под землёй. Серьёзно? Ну, на год-два может быть ещё хватило бы того, что можно жечь, но не на два же десятилетия. Не говоря уже о том, что люди бы там просто угорели от дыма и угарного газа.
По 150-200 человек на станции, пятьдесят тысяч человек — столько по мнению Дмитрия Глуховского может прожить безвылазно в московском метро на протяжении двадцати лет. Я думаю, что и десяти людям в пределах одной станции трудновато будет долго сосуществовать.
Да метрополитен создавался, в том числе, и как самое большое бомбоубежище. И он уже был им однажды — в годы Великой Отечественной войны. Тогда он насчитывал всего 21 станцию.
Но никто не собирался там жить. Даже если бы там, наверху, падали самые страшные бомбы, которые изобрёл человек. Переждать бомбёжку и уйти — в леса, поля. Там выжить гораздо проще, чем в перенаселённом метрополитене.
В первой книге и во второй — «Метро 2034», которая вышла в 2009 году, Дмитрий объяснял нежелание людей покидать подземелье наличием на поверхности монстров, которые вывелись благодаря радиации.
Так себе объяснение. Даже наши далёкие предки умели выживать в мире, населённом опасными хищниками. А современный человек, благодаря технологиям, сам стал самым опасным хищником. Ну, допустим, боялись.
Но в третьей книге «Метро 2035», которая вышла в 2015-м, Глуховский поменял легенду. Да и сам изменился. С этой книги началось моё разочарование в нём, как в писателе.
Монстры исчезли, но появились глушилки радиочастот, из-за которых люди в московском метро 20 лет не знали, что они не единственные выжившие на Земле. Что жизнь сохранилась во многих местах. Например в лесах под Муромом, где люди жили в монастыре под открытым небом.
Легенда, созданная Дмитрием в первых двух книгах, осыпается в третьей, но он старательно склеивает кусочки в шаткую конструкцию, пытаясь изо всех сил провести параллель между Советским Союзом и метро, из которого людей не выпускали обманом двадцать лет.
Да, СССР не даёт покоя писателю, который мой ровесник и при советской власти успел пожить только первые десять лет своей жизни. И политики в его фантастике много. В первой книге он прошёлся по всем.
В его метро есть и «Четвёртый рейх» и «Красная линия» — аналоги понятно чего. Есть капиталистическая «Ганза» с флагом похожим на японский и «Полис», в котором угадываются Штаты.
А также разновидность станций «третьего мира», среди которых где-то должна быть Россия. Может ВДНХ, где делают чай из грибов и откуда родом главный герой?
В первых книгах было непонятно кому симпатизирует автор. Точно не Рейху и Красной линии. Возможно Полису или Ганзе. И главный герой — Артём — довольно наивный персонаж, который отправился на экскурсию по всему метро, прожив перед этим всю жизнь на одной станции.
Глуховский сделал небольшой реверанс в строну революционеров в лице бригады имени Че Гевары, которые спасли Артёма от фашистов. Правда бригада действовала как бы отдельно от людей с Красной линии, где стоили коммунизм на отдельно взятой ветке метро.
Но уже в третьей книге Глуховский приравнивает коммунистов к фашистам. Чтобы не быть голословным приведу цитату:
– А есть какая-то разница между Красной Линией и Ганзой? – зыбуче улыбнулся Бессолов. – Ты бы ещё между красными и фашистами десять различий нашёл.
Собственно это и есть моё наибольшее разочарование в Глуховском. Ну ладно, не любишь ты коммунистов, которые мешали тебе покидать метро (выезжать из СССР), но ставить знак равенства между ними и фашистами — это уже перебор.
Есть ещё несколько разочарований, поменьше. В третьей книге Глуховский внезапно начал материться. В первых книгах не использовал ненормативную лексику, а в третьей, вдруг, не смог без неё обойтись.
Первые две книги принесли ему успех и без использования "крепких выражений". По мне, так это лишнее. Глаз режет. Книга не стала от этого лучше. Считаю, что настоящая литература должна быть без мата.
Также, в третьей книге много бессвязных диалогов, когда совсем непонятно — кто и что говорит. Как будто автора пинал издатель, — давай, мол, скорее третью книгу, читатели заждались. И автор пытался побыстрее заполнить страницы хоть чем-то. Но нет. Третья книга Глуховского про метро вышла через шесть лет после второй.
И последний момент. В трилогии несколько главных героев, с одним из них — Артёмом, я думаю, автор ассоциирует себя. Кто были прототипы других персонажей — я не знаю. Но одна героиня — девочка Саша, вышла очень даже привлекательной.
Она, как и Артём, прожила большую часть своей жизни в замкнутом мирке одной станции метро (Коломенская )и мечтала когда-нибудь увидеть мир наверху. И она наивно, по детски, была влюблена в сталкера по имени Хантер.
В конце второй книги, Саша как бы погибает. Но, раз есть третья книга, то логично было бы предположить, что она чудом выжила. Ну и дальнейшее развитие этой сюжетной линии.
Глуховский своеобразно развил сюжет. Саша действительно чудом выжила, но любви у них с Хантером не получилось. Сталкер спился и пропал, а девушка попала в бордель. Причём автор очень долго смакует подробности её пребывания там, аж тошно становится.
Артём в неё влюбляется, так как Саша остаётся чистой даже при своей грязной работе. Всю третью книгу Артём бегает, суетится, пытаясь всех спасти, но не спасает никого. Даже Сашу он так и не вытаскивает из подземелья. Это прям предательство.
Почему же книги Глуховского про метро оказались такими популярными? Справедливости ради стоит сказать, что успех принесла первая книга — «Метро 2033», которая лучше, чем её продолжение. Успех обусловлен скорее всего выбором места действия — московский метрополитен. Пассажиропоток за 2019 год ~ 2,5 миллиарда человек — гигантская потенциальная аудитория.
Боюсь, что если бы Глуховский написал, например, про Новосибирское метро, которое на 2020-й год имеет всего 13 станций (как, впрочем, и в 2010-м), то бестселлера бы не получилось.
Другие мои книжные обзоры:
Братья — физик и лирик, писавшие в СССР крутую фантастику
Мастер жанра про попаданцев
Лезвие бритвы