Найти тему
Последний романтик

Глуховский сначала заинтриговал своим Метро 2033, а потом разочаровал

Дмитрий Глуховский заинтриговал меня тем, что смог написать историю, вдохновившую многих других писателей-фантастов писать продолжение и дополнение этой истории.
Возникла целая фантастическая «Вселенная Метро 2033»

Вселенная Метро 2033
Вселенная Метро 2033

В ней уже более ста книг и они продолжают выходить до сих пор. Первую книгу «Метро 2033» Дмитрий издал в далёком 2005-м. С неё я и решил начать открывать для себя эту Вселенную.

Поначалу я не понял, чем история так зацепила миллионы читателей (книга переведена на 37 языков и выпущено более миллиона экземпляров). Обычный постапокалипсис, причём, местами, слабовато продуманный.

Например: как можно два десятка лет выживать в метро на каких-то грибах и свиньях, которых кормили теми же грибами? Логичней и проще было бы производить планктон, из которого готовить потом питательные смеси. Такой проект разрабатывался для дальних космических полётов.

Кадр из компьютерной игрушки на основе книги
Кадр из компьютерной игрушки на основе книги

Или жечь костры под землёй. Серьёзно? Ну, на год-два может быть ещё хватило бы того, что можно жечь, но не на два же десятилетия. Не говоря уже о том, что люди бы там просто угорели от дыма и угарного газа.

По 150-200 человек на станции, пятьдесят тысяч человек — столько по мнению Дмитрия Глуховского может прожить безвылазно в московском метро на протяжении двадцати лет. Я думаю, что и десяти людям в пределах одной станции трудновато будет долго сосуществовать.

Да метрополитен создавался, в том числе, и как самое большое бомбоубежище. И он уже был им однажды — в годы Великой Отечественной войны. Тогда он насчитывал всего 21 станцию.

"Маяковская" во время воздушной тревоги в 1941-м. Фотография Аркадия Шайхета
"Маяковская" во время воздушной тревоги в 1941-м. Фотография Аркадия Шайхета

Но никто не собирался там жить. Даже если бы там, наверху, падали самые страшные бомбы, которые изобрёл человек. Переждать бомбёжку и уйти — в леса, поля. Там выжить гораздо проще, чем в перенаселённом метрополитене.

В первой книге и во второй — «Метро 2034», которая вышла в 2009 году, Дмитрий объяснял нежелание людей покидать подземелье наличием на поверхности монстров, которые вывелись благодаря радиации.

Так себе объяснение. Даже наши далёкие предки умели выживать в мире, населённом опасными хищниками. А современный человек, благодаря технологиям, сам стал самым опасным хищником. Ну, допустим, боялись.

Кадр из компьютерной игрушки «Metro 2033»
Кадр из компьютерной игрушки «Metro 2033»

Но в третьей книге «Метро 2035», которая вышла в 2015-м, Глуховский поменял легенду. Да и сам изменился. С этой книги началось моё разочарование в нём, как в писателе.

Монстры исчезли, но появились глушилки радиочастот, из-за которых люди в московском метро 20 лет не знали, что они не единственные выжившие на Земле. Что жизнь сохранилась во многих местах. Например в лесах под Муромом, где люди жили в монастыре под открытым небом.

Легенда, созданная Дмитрием в первых двух книгах, осыпается в третьей, но он старательно склеивает кусочки в шаткую конструкцию, пытаясь изо всех сил провести параллель между Советским Союзом и метро, из которого людей не выпускали обманом двадцать лет.

Кадр из игры «Metro 2033» «Красная линия»
Кадр из игры «Metro 2033» «Красная линия»

Да, СССР не даёт покоя писателю, который мой ровесник и при советской власти успел пожить только первые десять лет своей жизни. И политики в его фантастике много. В первой книге он прошёлся по всем.

В его метро есть и «Четвёртый рейх» и «Красная линия» — аналоги понятно чего. Есть капиталистическая «Ганза» с флагом похожим на японский и «Полис», в котором угадываются Штаты.

А также разновидность станций «третьего мира», среди которых где-то должна быть Россия. Может ВДНХ, где делают чай из грибов и откуда родом главный герой?

Кадр из игры «Metro 2033»
Кадр из игры «Metro 2033»

В первых книгах было непонятно кому симпатизирует автор. Точно не Рейху и Красной линии. Возможно Полису или Ганзе. И главный герой — Артём — довольно наивный персонаж, который отправился на экскурсию по всему метро, прожив перед этим всю жизнь на одной станции.

Глуховский сделал небольшой реверанс в строну революционеров в лице бригады имени Че Гевары, которые спасли Артёма от фашистов. Правда бригада действовала как бы отдельно от людей с Красной линии, где стоили коммунизм на отдельно взятой ветке метро.

Противостояние 4-го рейха и партизан во Вселенной Метро 2033
Противостояние 4-го рейха и партизан во Вселенной Метро 2033

Но уже в третьей книге Глуховский приравнивает коммунистов к фашистам. Чтобы не быть голословным приведу цитату:

– А есть какая-то разница между Красной Линией и Ганзой? – зыбуче улыбнулся Бессолов. – Ты бы ещё между красными и фашистами десять различий нашёл.

Собственно это и есть моё наибольшее разочарование в Глуховском. Ну ладно, не любишь ты коммунистов, которые мешали тебе покидать метро (выезжать из СССР), но ставить знак равенства между ними и фашистами — это уже перебор.

Кадр из игры «Metro 2033»
Кадр из игры «Metro 2033»

Есть ещё несколько разочарований, поменьше. В третьей книге Глуховский внезапно начал материться. В первых книгах не использовал ненормативную лексику, а в третьей, вдруг, не смог без неё обойтись.

Первые две книги принесли ему успех и без использования "крепких выражений". По мне, так это лишнее. Глаз режет. Книга не стала от этого лучше. Считаю, что настоящая литература должна быть без мата.

Также, в третьей книге много бессвязных диалогов, когда совсем непонятно — кто и что говорит. Как будто автора пинал издатель, — давай, мол, скорее третью книгу, читатели заждались. И автор пытался побыстрее заполнить страницы хоть чем-то. Но нет. Третья книга Глуховского про метро вышла через шесть лет после второй.

Кадр из игры «Metro 2033»
Кадр из игры «Metro 2033»

И последний момент. В трилогии несколько главных героев, с одним из них — Артёмом, я думаю, автор ассоциирует себя. Кто были прототипы других персонажей — я не знаю. Но одна героиня — девочка Саша, вышла очень даже привлекательной.

Она, как и Артём, прожила большую часть своей жизни в замкнутом мирке одной станции метро (Коломенская )и мечтала когда-нибудь увидеть мир наверху. И она наивно, по детски, была влюблена в сталкера по имени Хантер.

Есть оказывается ещё и настольная игра по мотивам «Метро 2033»
Есть оказывается ещё и настольная игра по мотивам «Метро 2033»

В конце второй книги, Саша как бы погибает. Но, раз есть третья книга, то логично было бы предположить, что она чудом выжила. Ну и дальнейшее развитие этой сюжетной линии.

Глуховский своеобразно развил сюжет. Саша действительно чудом выжила, но любви у них с Хантером не получилось. Сталкер спился и пропал, а девушка попала в бордель. Причём автор очень долго смакует подробности её пребывания там, аж тошно становится.

Артём в неё влюбляется, так как Саша остаётся чистой даже при своей грязной работе. Всю третью книгу Артём бегает, суетится, пытаясь всех спасти, но не спасает никого. Даже Сашу он так и не вытаскивает из подземелья. Это прям предательство.

Артём и Саша из Метро 2035. Коллаж
Артём и Саша из Метро 2035. Коллаж

Почему же книги Глуховского про метро оказались такими популярными? Справедливости ради стоит сказать, что успех принесла первая книга — «Метро 2033», которая лучше, чем её продолжение. Успех обусловлен скорее всего выбором места действия — московский метрополитен. Пассажиропоток за 2019 год ~ 2,5 миллиарда человек — гигантская потенциальная аудитория.

Боюсь, что если бы Глуховский написал, например, про Новосибирское метро, которое на 2020-й год имеет всего 13 станций (как, впрочем, и в 2010-м), то бестселлера бы не получилось.

Другие мои книжные обзоры:
Братья — физик и лирик, писавшие в СССР крутую фантастику
Мастер жанра про попаданцев
Лезвие бритвы