Наша отечественная история богата на выдающихся личностей которые подают последующим поколениям пример целеустремлённости, мужества, самопожертвования во имя высоких идей.
И одним из них является Седов Георгий Яковлевич - российский мореплаватель и покоритель Арктики. Рождённый на берегу Азовского моря близ Таганрога, Георгий Седов прошёл славный путь от матроса-практиканта до руководителя арктической экспедиции. В какой-то степени он повторяет судьбу Михаила Ломоносова, который тоже - из поморов в учёные... Жизнь Седова идёт постоянно на "преодолении себя". Когда он в 17 лет решил поступить в "Мореходные классы" им. графа Коцебу в Ростове-на-Дону, ему было поставлено условие отработать три месяца на торговом судне... Будущий моряк, не знавший до этого морского ремесла, решается покорить свою первую профессиональную "вершину". В итоге, после такой плавпрактики, его принимают на обучение в морское заведение. Кстати, юный гардемарин и "мореходка" почти ровесники: Седов родился в 1877-м году, а классы были основаны в 1876-м!
Интересный случай: в 1899 хозяин торгового судна, на котором Седов работал старшим помощником, ставит Георгия капитаном. Но с условием, что тот выбросит пароход на камни, дабы получить денежную страховку (жульё, короче...). Седов отказался и привёл судно в Новороссийск(!) неповреждённым. Естественно, новоявленного и несговорчивого капитана уволили без всяких выплат.
После этого случая Георгия долго нигде не брали на работу (скорее всего предыдущий работодатель постарался). И появилась тяга к морским исследованиям. Для этого в то время необходимо было быть военным. И вновь Седов проявляет настойчивость в достижении поставленной цели - становится вольноопределяющимся в рядах ВМФ, а через три года обучения получает чин поручика по Адмиралтейству и зачисляется в Главное гидрографическое управление!
Начиная с 1903-го года в качестве морского гидрографа-исследователя Георгий Яковлевич побывал в самых отдалённых уголках Российской Империи. Он участвовал в описании Карского моря. Под его руководством были составлены лоции реки Амур. Участвовал в составлении навигационных карт Каспийского моря. Составил лоции устья реки Колыма, после чего был совершён первый коммерческий рейс Владивосток-Колыма. Участвовал в описании Новой Земли... Также издавались в печати публикации Седова об освоении Северного морского пути и о возможности для женщин работать на морских судах. И это в самом начале XX-го века!
В 1914-м году Георгий Седов во главе Арктической экспедиции на пароходе "Святой великомученик Фока" отправляется на Северный полюс. Однако из-за слабой подготовленности и непрофессионализме большинства членов команды, экспедиция окончилась неудачей. В ней Седов погибает. На мой взгляд, амбиции и чрезмерная уверенность с Георгием Яковлевичем сыграли злую штуку. И тем не менее, это не умаляет заслуг русского мыслителя и исследователя во благо Отечества в лучшем понимании земли, на которой живут народы России.
В 1940-м году "Мореходным классам" присвоили имя Г. Я. Седова, в народе она стала называться "седовка". Своё первое морское образование я получил именно в "седовке". Курсантская жизнь... и всё такое... Как сказал наш преподаватель по навигации:
"Если от 30-ти человек на первом курсе до регулярных рейсов на морском торговом флоте доживёт 2-3 человека - значит я, как преподаватель, свою задачу выполнил..."
Седов, как и Ломоносов, доказывает нам, что на какой бы ты социальной лестнице не находился, но живой ум и уверенность в стремлении дают неплохие шансы достичь задуманной цели.
ВСЕМ СВЕТ, ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ!!!
Так же на моём канале :
Киносцена в стенах Морского Университета.
Роман "ТАЙ-ПЭН". Испытание лидера агрессивной средой.
ПАЛУБНЫЕ ОФИЦЕРЫ. Звания, должности, обязанности...