На заре 16-го века на острове, который сегодня содержит Гаити и Доминиканскую Республику, но тогда был известен как Ла Эспаньола (сегодня Эспаньола), 28-летний современник Христофора Колумба был бы одним из многих, кто искал удачи, славы и новообращенных в Новом Свете.
Его звали Бартоломе де Лас Касас. Не совсем герой и не совсем злодей, за свою 81-летнюю жизнь он воплотил в себе как ужас и жестокость испанского завоевания Нового Света, так и идеалы перемен, которые последовали за ним.
Энкомьенды
К настоящему времени все знакомы с волнами испанской колонизации Америки. Стремясь найти новый путь на Дальний Восток, Христофор Колумб отправился в плавание в 1492 году и примерно через 10 недель "открыл" небольшой, уже обитаемый остров, который он назвал Сан-Сальвадор. Убедившись, что он достиг Индии, он назвал людей, которых нашел там, "индейцами’.
Последовали новые открытия, и к 1502 году испанцы ступили на Ла-Эспаньолу, на территории современной Доминиканской Республики. Одним из них был Бартоломе де Лас Касас. Ему предстояло стать доктерино, мирским учителем религии, стремящимся обратить в свою веру туземцев острова.
Однако Бартоломе был не просто учителем, и за почти десятилетнюю службу в завоевании Карибского моря он был награжден энкомьендой. Буквально означая " доверить’, испанская корона награждала верных солдат и чиновников тем, что в сущности составляло мини-вотчины.
В то время как на поверхностном уровне мотивами испанских завоеваний в Новом Свете было спасение туземных душ, на самом деле речь шла об одном — золоте. Система энкомьенда предоставляла своим получателям полный контроль над участком земли и, что особенно важно, над людьми на нем. Туземцы, по существу, стали рабами своих испанских хозяев, которые во многих случаях работали на фермах или в шахтах до смерти. Сопротивление было встречено жестокими репрессиями.
Лас Касас был одним из тех, кто извлекал выгоду из этого несчастья. Хотя он был рукоположен в сан священника в 1512/13 году, возможно, первым человеком в Америке, прошло еще два года, прежде чем его поразило откровение. Возможно, на него повлияли слова приезжих доминиканских монахов: "Скажите, по какому праву вы держите этих индейцев в таком жестоком и ужасном рабстве? Разве они не люди? " — в 1515 году он отказался от своих туземных рабов и бросил вызов системе энкомьенды. Он знал, что перемены могут прийти только сверху.
Защитник индейцев
Он встретится с королем Фердинандом "католиком" в канун Рождества 1515 года, который согласился обсудить этот вопрос позже, возможно, намекая на его восприимчивость к нему, но к 25 января 1416 года он будет мертв. Другие силы в Испании сговорились против Лас Касаса, и его контроль в регионе был поставлен под сомнение. Кардинал Сиснерос послал впереди Бартоломе группу монахов-иеронимитов. Они заняли гораздо более консервативную позицию в отношении энкомьенды, почти не стремясь к их реформированию. Учитывая титул "Защитника индейцев", годовое жалованье в 100 песо и роль "советника" монахов, кажется очевидным, что Лас Касас просто должен был замолчать пустыми титулами и деньгами. Консервативная позиция монахов и отсутствие каких - либо заметных изменений побудили Лас Касаса к дальнейшим действиям.
В 1523 году он стал доминиканским монахом — точно так же, как эти люди много лет назад показали ему путь, теперь он покажет его другим. Его первоначальный план-создать номинальные "христианские города", где туземцы и испанцы могли бы жить бок о бок, - потерпел крах во время "Куманского предприятия". По существу, попытка создать один из этих современных самодостаточных городов, где все туземцы и испанцы были подданными короля, быстро привела к финансовому краху и насилию. Видя, что силы, находящиеся вне его контроля, сговорились против него, но не желая сдаваться, неудача Куманы, вероятно, толкнула его в объятия доминиканцев. И именно с ними он совершит некоторые из своих величайших дел.
Новые Законы
Почти двадцать лет прошло с тех пор, как Лас Касас постоянно преследовал испанские власти по поводу условий в колониях. Он писал лихорадочно, создав множество замечательных работ, самая известная из которых "Краткий отчет об уничтожении Индии" - до сих пор является важным отчетом о колонизации Америки.
Однако его истинное наследие, пожалуй, лучше всего можно выразить в Новых законах 1542 года. Принятые Карлом V Испанским, эти законы, по существу, запрещали порабощение туземцев и постепенно упраздняли всю систему энкомьенда, причем каждый возвращался к короне после смерти ее владельца. Для колонии, построенной на спинах местных рабов, это было вполне ожидаемо, и Бартоломе угрожали смертью, в то время как некоторые просто игнорировали постановление вообще. Самому Лас Касасу также не нравилась эта сделка, она была слишком медленной и гарантировала, что система будет продолжаться, по крайней мере, в течение десятилетий.
Тем не менее это был прогресс. Лас Касас был назначен епископом Чьяпаса, ныне региона Южной Мексики, до своего возвращения в Новый Свет в 1544 году. Однако долго он здесь не задержится. В течение года он был вынужден бежать после многочисленных беспорядков и покушений.
Но как только он вернулся в Испанию, ему бросили вызов. Будучи епископом в Чьяпасе, он отказал в таинствах тем, кто все еще владел энкомьендами, по сути, удерживая души этих людей в заложниках, пока они не отдадут своих рабов и земли. Его последним поступком перед бегством было написание Confesionario для своего викария, который поддерживал эту практику. Хотя он не был еретиком, его недоброжелатели утверждали, что это подрывает испанскую власть и, таким образом, представляет собой государственную измену. Корона, в свою очередь, приказала сжечь все копии его Исповеди. В ходе судебного процесса ему предстояло выступить против доктора теологии и права Хуана Гинеса де Сепульведы, который придерживался самого распространенного для своего времени мнения, что "индейцы" — это дикари, не имеющие правителя, и поэтому их нужно усмирять силой и обращать в свою веру, если это необходимо. После нескольких месяцев раздумий суд, в конечном счете, не встал ни на чью сторону и вынес неубедительный вердикт.
Лас Касас опубликует Краткий отчет об уничтожении Индии в 1552 году и станет советником Карла V и Филиппа II, а также ведущим членом Совета Индий, который занимался огромным кругом вопросов, связанных с Америкой. Он также был известен тем, что подавал прошения от имени туземцев испанской короне и был известен своим придворным влиянием вплоть до своей смерти в 1566 году.
Наследие
Наследие Бартоломе де Лас Касаса противоречиво. Если отбросить то, что многие считают преувеличениями в некоторых его работах, у него, безусловно, было много недостатков. Он верил, что евангелизация туземцев - это не только благо, но и Божья миссия, и хотя он стремился сделать это мирными средствами, подобные идеи редко, если вообще когда-либо, остаются такими.
Точно так же его влияние на Новые законы также омрачается, когда мы понимаем, что он первоначально выступал за ввоз черных рабов из Африки как средство уменьшения страданий туземцев, хотя позже он отредактировал этот пункт. По правде говоря, возможно, именно тот факт, что примерно 90% местного населения погибло в результате испанских вторжений, и становилось все труднее и труднее оправдывать их евангелизационную миссию в мире, что в конце концов подтолкнуло Карла V к принятию новых законов. Он мог и сохранить имидж Испании, и в то же время нажиться на африканском рабском труде.
Тем не менее, Бартоломе де Лас Касас был примером того, что мы редко видим в истории, — изменения сердца. Некоторые называют Лас Касаса одним из первых правозащитников за его работу по освобождению коренных народов от угнетения. Хотя это может затмить некоторые из его менее приятных качеств, стоит помнить, что он противостоял одной из самых жестоких систем в истории и провел свою жизнь, пытаясь повлиять на изменения изнутри.
Пишите комментарии, жмите👍, если понравилось, делитесь в соцсетях.