Эта экскурсионная поездка с заездом в Фермопильское ущелье планировалась заранее. Ничто не должно было её сорвать или нарушить.
Помните предсказание: "Или исчезнет Спарта, или она будет оплакивать своего царя"? Царь Леонид I, как известно, предпочел второе.
Маршрут был замечательным: сначала мистические Дельфы, далее священные монастыри Метеоры и, наконец, Фермопильское ущелье, где против целой армии персов отважились встать три сотни храбрецов.
В Дельфах всё сложилось крайне удачно, в Метеорах тоже. И вот уже возвращение в Афины с остановкой в Фермопилах.
Смотрю в окно, слежу за временем, а Фермопил всё нет.
В какой-то момент мне пришлось буквально идти на приступ/абордаж гида в туристическом автобусе. Он "бежал с поля боя", но и мы получили немного - всего несколько минут на то, чтобы побывать в желанном месте.
Автобус притормозил на трассе у памятника царю Леониду и его воинам.
Осматриваюсь вокруг. Это точно не ущелье, никакого "бутылочного горлышка" и моря отсюда даже не видно. Неужели оно так отступило с той поры? А ведь проход через ущелье согласно истории был от 5 до 50 метров шириной.
Гид не стал утруждать себя объяснениями, но хоть махнул рукой, мол через дорогу есть более старая памятная доска: "И в вашем распоряжении пять минут."
Перебежав автомагистраль, мы рванули в указанном направлении на небольшой холм.
Неужели это тот самый холм, куда отступили спартанцы, унося с собой павшего Леонида, и где приняли свой последний бой?
Да, тот самый.
Когда две армии встали друг против друга, прокатился слух, мол армия Ксеркса так велика, что "если варвары выпустят свои стрелы, то они заслонят солнце".
На что один из спартанцев беззаботно пошутил: "Если мидяне заслонят солнце, можно будет сражаться в тени".
До некоторой степени его слова оказались пророческими.
Персидской армии (200—250 тыс. человек), противостояло от 5200 до 7700 греков. Учитывая столь огромную разницу в силах, греки выбрали для сражения идеальное место - узкую полоску земли между морем и горами.
Ещё вечером накануне прорицатель Мегистий предсказал грекам, что в этот день их ждёт смерть. Ночью вернулись разведчики: персы идут в обход через горы.
Не желая напрасных жертв Леонид приказал отступить всем, кроме своих спартанцев. Ушли не все, - вместе со спартанцами свой последний бой приняли около 700 феспийцев.
Потери с обеих сторон были велики. Когда последние греки заняли позицию на холме Конос, персы уже не пошли на штурм, а засыпали оборонявшихся градом стрел.
Наконечники тех самых стрел были найдены при раскопках вокруг Коноса в начале XX века и сейчас выставлены в Археологическом музее Афин.
Так закончилось сражение при Фермопилах. Павшие спартанцы остались на том самом холме, где приняли последний бой, но Леонида с ними нет. Через 40 лет после битвы он был перенесен в Спарту.
А ущелье за прошедшие 2 500 лет действительно очень изменилось - море отступило на несколько километров, а в те времена оно плескалось аккурат, где сейчас проходит автомагистраль Ларисса - Афины.
В конце XX века на месте легендарного сражения появился еще один памятник - феспийцам, которые после отхода основных сил оставались со спартанцами до конца.
Обезглавленная статуя символизирует неизвестность воинов феспийцев, расправленное крыло - их воля к победе и свободе, сломанное - все они пали.
Триста спартанцев и их предводитель навсегда вошли в историю как образец беспримерного мужества. На этом можно было бы и закончить сей рассказ, но историю, как известно, можно излагать по-разному.
Некоторое время назад мне довелось прочесть версию этого легендарного сражения за авторством Дмитрия Пучкова. У него особый, узнаваемый стиль, возможно, вам тоже будет интересно.
Всего пара цитат и прощаюсь.
"Когда возникла угроза нашествия персов, попытки хоть что-то сделать для обороны предприняли только два города: Афины и Спарта.
Одни, как известно, были шибко умными, а потому соображали, что им грозит в случае бездействия. А вторые были слишком гордыми, чтобы вообще кому-то позволять на себя войной ходить.
Решили перегородить довольно узкое ущелье - Фермопильский проход.
Возник вопрос: кем перегораживать будем?
Известное дело - самыми здоровыми. Спартанцами то есть. В те времена круче них в Древней Греции были только обрывы над морем.
Незадолго до того, как персы вывалили из-за гор на равнину, бегущие от оккупационных войск греки сообщили: врагов столько, что своими стрелами они могут затмить солнце.
На что спартанцы ответили: это как раз самый ништяк и есть - будем рубиться в тени!
Персидский царь предложил Леониду сдаться.
На что спартанский царь бравурно-гордо ответил: "Приди и возьми!" - эти слова остались в истории и начертаны на монументе спартанцам в Фермопилах.
На том месте, где пали спартанцы, высечена надпись: "Странник, если ты будешь в Спарте, то возвести лакедемонянам, что мы пали здесь, верные своему долгу."
Своеобразная версия "300 спартанцев" за авторством Дмитрия Пучкова (Goblin) здесь.
Будучи в Греции, мы просто не могли не побывать в таком месте.
Всем счастливых дорог!