Найти тему
Стоп-кадры 338

Мост Марии Валерии: когда суть не в истории, а в настоящем

Почти на границе со Словакией беспечно расположился один из важнейших городов Венгрии - Эстергом. Город давно утратил статус столицы, но остается первой резиденцией венгерских королей и местным центром католицизма.

О важности статуса Эстергома говорит и тот факт, что одним из трех условий признания венгерской коронации законной было ее проведение архиепископом эстергомским. Желающих занять трон было и здесь немало, и мнение местного духовенства играло не последнюю роль. Но то дела минувших дней запутанной истории. Мое же внимание в этом городе сильнее базилики Святого Адальберта и рассказов о придворных заговорах привлек почти обычный мост через Дунай. О нем редко рассказывают гиды, ведь мосты Будапешта намного ярче и изысканнее. Но у моста Марии Валерии своя роль и значение.

Мост Марии Валерии через реку Дунай. Вид со стороны Венгрии
Мост Марии Валерии через реку Дунай. Вид со стороны Венгрии

Эта скромно-изящная железная постройка длинною в 500 метров связывает города двух стран - венгерский Эстергом и словацкий Штурово. К моменту ее первой постройки в 1895 году в новой столице, современном Будапеште, уже стояли два моста через Дунай, и планировалось строительство третьего.

Не выделяясь с художественной точки зрения, не будучи инженерным чудом или местом трагической истории, приграничный мост Марии Валерии тем не менее имел большое значение для народов двух стран.

Сохранились письменные свидетельства того, что именно здесь еще в 170 году н.э. римские войска планировали переход через Дунай. А когда в XI веке Эстергом стал королевским городом и поселения по обе стороны реки начали разрастаться, местные жители организовали в этом месте переправу. Затем были попытки построить понтон, сжечь его, восстановить опять. В неспокойные времена покоя не было даже переправам.

И вот в конце XIX века был построен железный мост и назван в честь дочери императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I - эрцгерцогини Марии Валерии.

Мария Валерия была последним ребенком императорской четы Франца Иосифа и Елизаветы (Сиси). По задумке своей матери, наконец-то получившей свободу от свекрови, Мария Валерия должна была стать "венгерским ребенком". Специально для ее рождения Сиси переехала в Буду, заставляла дочь говорить в ее присутствии только на венгерском, однако так и не смогла привить той любовь к стране. После замужества Мария Валерия с облегчением покинула Венгрию.
Вид на базилику Св.Адальберта с моста Марии Валерии. Неизвестный фотограф, 1900 г. источник: https://artblart.com/tag/maria-valeria-bridge/
Вид на базилику Св.Адальберта с моста Марии Валерии. Неизвестный фотограф, 1900 г. источник: https://artblart.com/tag/maria-valeria-bridge/

Железный мост, как оказалось, был так же не вечен, как и власть Габсбургов. Буквально через двадцать с небольшим лет в 1919 году часть его была разрушена случайным взрывом на словацкой стороне, а спустя еще столько же времени в 1944 - намеренно, отступающими немецкими войсками.

Разрушенных мостов Вторая мировая оставила немало. В том же Будапеште были взорваны все семь мостов через Дунай. Но восстановление их заняло до 10 лет. Мост же Марии Валерии был делом пограничным, а потому долгим, требующим согласований двух государств, денег и договоренности. Прошло 57 лет, прежде чем связь через Дунай была восстановлена.

Не последним в списке вопросов было и название обновленного моста. С одной стороны, имя Марии Валерии напоминало о не самом приятном периоде в истории двух стран - владычестве Габсбургов. С другой же стороны, сравнение с последовавшим этапом советской истории делало эпоху Австро-Венгрии несколько более приятной. Поэтому исторический вариант названия в честь эрцгерцогини в итоге перевесил даже аполитизированные варианты вроде "моста дружбы".

И вот, более чем через сто лет после первой постройки, в 2001 году мост снова был открыт. В этот раз торжественная церемония проходила без фейерверков и присутствия королевских особ. Но для жителей городов по обе стороны Дуная это событие имело важное значение.

Венгры исторически составляли самую многочисленную группу национальных меньшинств в Словакии - почти 10% населения. Главной же проблемой Штурова в конце 1990-х была безработица (по неофициальным данным - около четверти населения были безработными). После восстановления моста эта цифра начала снижаться, ведь жители приграничных словацких поселений получили возможность работать на промышленных предприятиях Венгрии. И уже в 2008 году уровень безработицы в Штурово снизился до 10% .

Сегодня мост Марии Валерии используют как пример положительной трансграничной интеграции двух государств. Помимо выравнивания спроса и предложения на рабочую силу, два региона получили дополнительные возможности развития культурного, образовательного обмена, роста товарооборота и экономического развития.

А если отойти от цифр и политики, то можно сделать еще один вывод: иногда недостаточно просто сломать стену, иногда нужно протянуть над нею руку. Или мост.

Что ж, полюбуемся еще раз напоследок?

-3

Спасибо за внимание ) Ссылка на канал. До новых тем и размышлений!