«Дедовщина» - мерзкое явление, которое зародилось именно в СССР. После Великой Отечественной войны количество призывников резко упало, поэтому было принято решение набирать в армию бывших уголовников, которым еще не исполнилось 28 лет.
Также это было сделано с целью «перевоспитания», ведь большинство осужденных прошли через «малолетку», которая в разы хуже обычной взрослой колонии.
Как правило, подобные элементы старались не брать в строевые войска, формально отправляя на тяжелую работу. Переломный момент наступил 12 октября 1967-го года, когда вступил в силу закон о сокращении срока службы.
Получилось так, что новобранцам предстояло служить только 2 или 3 года, тогда как предшественникам 3 и 4 соответственно. Естественно, последние начали вымещать злобу на новоприбывших. Вдобавок сказалось тюремное прошлое и традиции. В итоге в конце шестидесятых годов началась та самая «дедовщина», а к середине семидесятых она поразила практически всю советскую армию.
Мы хотели бы представить вам два фильма, которые без всяких прикрас и художественных домыслов покажут всю омерзительность «дедовщины».
«Делай – раз!» (1989), режиссер Андрей Малюков
Центральная сюжетная линия рассказывает историю новобранца Алексея Гаврилова, который перед распределением имел неосторожность начать конфликт с сержантом Анатолием Шиповым.
Последний был чрезвычайно злопамятным человеком, он воспользовался моментом и сделал так, чтобы Гаврилов попал служить именно в его часть.
Так начались тяжелые солдатские будни, сопряженные с постоянными издевательствами и изнурительными тренировками.
В самый критический момент Алексей находит поддержку в лице такого же молодого бойца. Вдобавок парням начинает помогать сержант из соседней роты. Казалось, что героям удалось усмирить буйный нрав так называемых «дедов», однако последние не собирались мириться с новичками, решившими порушить прежние порядки.
Подловив удачный момент, они устроили провокацию, чем самым ополчив против ребят абсолютно всех. Напряжение достигло критической отметки, вынудившее Гаврилова взять в руки оружие и пойти мстить Шипову, который, собственно, и виноват в происходящем.
Этот фильм будет удерживать в постоянном напряжении до самых финальных титров. Главные роли исполнили тогда еще молодые Владимир Машков (Шипов) и Евгений Миронов (Гаврилов)
Второй фильм под названием «Караул» (1989), режиссера Александра Рогожкина, рассказывает трагическую историю, основанную на реальных событиях.
В эпицентре внимания оказываются солдаты-срочники, которые под командованием опытного прапорщика Паромова (Алексей Булдаков), занимаются перевозкой заключенных в специализированном вагоне.
Мероприятие неприятное и монотонное, что конечно негативно сказывается во взаимоотношениях дембелей и новобранцев.
Рядовой по фамилии Иверень постоянно подвергается разнообразным издевательствам, которые с каждым днем становятся все изощреннее. Проезжая мимо заснеженного поля он видит монаха, несущего на себе крест, что стало неким символом. Разумеется, от рук старослужащих страдает не только Иверень, но и практически все новобранцы.
В определенный момент рядовой Хаустов не выдерживает напряжения и пытается покончить с собой. Прапорщик Паромов прекрасно видел творящееся безумие, однако старательно не вмешивался в происходящее, предпочитая пускать все на самотек, что в итоге и привело к трагедии.
По словам заключенных, находившихся непосредственно в том вагоне, происходящее не поддавалось логическому объяснению. Даже отъявленные рецидивисты, убийцы и насильники не могли представить такой уровень жестокости.