Все знают, что алкоголь временно снимает стресс, и многие используют его именно для этих целей. Он делает это, повышая захват нейротрансмиттера под названием GABA — основного ингибитора (тормозящего процессы вещества) в головном мозге. Отправляя вам в клетки мозга больше GABA, алкоголь действует подобно успокоительным вроде валиума или ксанакса. Поэтому, перепив, вы шатаетесь и глотаете буквы. Но алкоголь действует и на другие нейротрансмиттеры.
Я расскажу о трех наиболее важных и покажу, как они вносят свой вклад в прелести опьянения. В то время как алкоголь повышает уровень GABA, он уменьшает потребление глютамата, главного возбуждающего вещества в мозге . Больше возбуждения и меньше торможения? Звучит как простая формула, но GABA и глютамат по-разному действуют на разные отделы головного мозга, вот здесь все и начинает усложняться. В префронтальной коре — части мозга, которая отвечает за мышление и планирование, суммарный эффект — торможение. Поэтому вы ошибаетесь в суждениям, вам хочется махнуть на все рукой и вы перестаете воспринимать точки зрения, отличные от собственной. Примечательный побочный эффект этого помутнения в том, что, как вам кажется, мысли проясняются, но на самом деле вы просто начинаете мыслить ограниченно.
Также GABA отключает тормоза системе, которая отвечает за выброс дофамина — гормона, который играет ключевую роль во всех зависимостях. Когда вы отпускаете тормоза, машина начинает двигаться. Вы получаете прямо приток дофамина в стриатум — «систему вознаграждения, часть мозга, которая отвечает за желания, привязанность и (раз вы уже поднесли стакан к губам) удовольствие.
Итак, вы ощутили физическое расслабление, которое сняло стресс, уменьшило брожение мыслей, позволило говорить и вести себя так, как вам хочется. Также стакан активировал систему вознаграждения в мозге, которая заставила вас думать, что происходит нечто замечательное.
Но гвоздь программы — четвертый нейротрансмиттер: опиоиды.
Иногда их называют эндорфинами или внутренними опиатами, они тоже приводятся в действие алкоголем. Все знают, что от выпивки становится хорошо, но вы знали о том, что можете разжиться опиатами легально, всего лишь опрокинув рюмку чего-то крепкого? Чем быстрее алкоголь попадает в кровь, тем больше выделяется внутренних опиатов, отсюда и восторг.
Принимая во внимания все составляющие алкогольного кайфа, неудивительно, что опьянение ощущается разными людьми по-разному, вариируется от первого до последнего напитка, и когда становится сложно остановиться, ощущения тоже становятся иными. Те, кто подвергается сильному стрессу, выпивают, чтобы расслабиться. Те, кто тратит много сил на самоконтроль, пьют, чтобы отпустить себя. Первая рюмка расслабляет, последняя усыпляет, и веселья от нее практически никакого. Студенты уходят в алкогольные загулы, потому что они новички в искусстве пьянства, и для них чем больше зелья, тем больше веселья. Двадцать лет спустя они же будут накатывать, чтобы наоборот, заглушить чувства, потому что их жизнь станет более тягостной, и тревожность начнет возникать в результате чуть ли не каждой мысли.
Но как только человек становится зависимым от алкоголя, как происходит со многими из нас, веселье затмевается двумя противоречащими друг другу страхами — что вы не сможете нормально функционировать без выпивки и что она потянет вас на дно. Столкновение этих опасений вызвано несколькими причинами. Прежде всего, неприятные физиологические эффекты, которые поражают пьяниц, как только они прекратят принимать дозу в течение нескольких дней, в худших случаях — часов. Прибавьте к этому эмоциональную пустоту, депрессию и повышенную чувствительность психики к стрессу. Все вместе взятое составляет то, что Джордж Куб называет темной стороной зависимости .
Но как по мне, настоящий бабай для пьющего, его непобедимая уловка-22 — осознание того, что вещество, которое вызывает у тебя наибольшую радость, одновременно больше всего тебе вредит.
Этот замкнутый круг из рекурсивных циклов тревоги и временного облегчения — пример проигранной битвы с зависимостью.
Нам нравится напиваться, потому что спиртное подстегивает мозг множеством способов, и мы чувствуем себя хорошо или хотя бы необычно (или, по крайней мере, лучше, чем трезвым). Так работают все наркотики, влияющие на настроение (так работает даже еда). И в целом это не плохо, потому что употребление по праздникам, включая выпивку, у большинства людей не приводит к возникновению зависимости . Но у тех, кто попадает в ее ловушку, веселье скоро исчезает.
Наркотики, включая алкоголь, формирует нервные привычки: добыть, принять, ощутить окончание кайфа, снова добыть. И эти привычки сужают сфокусированность мозга до одной цели, в ущерб всему остальному. Стриатум несет ответственность не только за удовольствие, но и за чувство желания. А желание — это не шутки, если вы, конечно, не тот человек, который получает все, чего бы он ни захотел. Затем, чем больше вы принимаете, тем больше ваш стриатум подстраивается под всплески допамина, модифицируя синаптическую сеть под употребление наркотика, и другие цели теряют приоритет.
Но у алкоголя есть одно преимущество перед наркотиками вроде героина и кокаина. Он легален и одобрен обществом. Выпивка плотно связана с социальными ритуалами, празднованиями и тому подобным.
Спиртное не делает вас плохим человеком — оно скорее позволяет вам влиться в хорошую компанию и социально делает вас хорошим человеком, но только если вы сможете избежать привыкания. Проблема в том, что люди, которые начинают пить слишком много, сталкиваются с двумя противоположными эмоциональными сигналами: ощущение единства с окружающими и стыд от того, что они портят свои отношения тем, что предпочитают бутылку людям. Этот конфликт интересов сложно разрешить. Поэтому, как пишут на этикетке: «соблюдайте меру».