Быстрое развитие научно-технического прогресса в конце XIX - начале XX века обусловило появление новых типов военных кораблей - броненосцев, крейсеров, подводных лодок, миноносцев, авианосцев.
Фрегат в парусном флоте относился к военным кораблям четвертого-пятого рангов. Предназначался главным образом для разведки и действий на морских коммуникациях. С середины XIX в. часть фрегатов, имевших броню, получили название броненосных. Современные фрегаты имеют примерно такое же водоизмещение, как у эскадренных миноносцев (в пределах 3 тыс. тонн). Они предназначаются для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны, военных кораблей и транспортов.
Крейсера, как класс кораблей, появились в 1860-х годах и утвердились во всех флотах в 1870-х годах. Эти боевые корабли предназначены для нарушения морских коммуникаций противника, ведения морского боя в составе соединений, защиты своих морских сообщений, обеспечения высадки морских десантов, постановки минных заграждений и выполнения других задач. В некоторых флотах имелись линейные крейсера - самые крупные после линкоров бронированные корабли с тяжелой башенной артиллерией. В конце 1950-х - начале 1960-х годов вследствие появления новых средств вооруженной борьбы крейсера классического типа утратили свое прежнее значение, и их строительство во всех странах прекратилось. На смену им пришли ракетные крейсера, крейсера-вертолетоносцы и противолодочные крейсера, несущие на борту вертолеты для борьбы с подводными лодками.
Первая мировая война показала, что подводные лодки являются новым эффективным средством ведения боевых действий на море и прежде всего на морских Коммуникациях.
Первая подводная лодка была построена в Англии Голландцем Корнелием ван Дреббелем в 1620 году. В России плотник Ефим Никонов испытывал первый подводный корабль в 1724-1726 годах. В Северной Америке Дэвид Бушнелл сконструировал одноместную подводную лодку в 1776 году. Первое боевое применение подводная лодка нашла во время гражданской войны в США в 1861-1865 II. К началу XX века все основные морские государства начали строительство подводных лодок.
В 50-х годах XX века началось строительство подводных лодок с атомными энергетическими установками.
Прообразом миноносцев явились минные катера с шестовыми минами, впервые примененные в 1863 году во время гражданской войны в США. Дальнейшее развитие миноносцев привело к созданию кораблей с усиленным торпедным вооружением и кораблей с увеличенным числом орудий повышенного калибра - так называемых миноносцев-истребителей или контрминоносцев. С 70-х годов эскадренные миноносцы стали практически универсальными кораблями и используются прежде всего для противолодочной и противовоздушной обороны, сохранив при этом название старого класса кораблей.
Первый взлет самолета с корабля произошел 14 ноября 1910 года с легкого крейсера ВМС США “Бирмингем”. “Фудр” (Франция) и “Хермес” (Британия) были первыми авианосцами, переоборудованными из плавбаз для торпедных катеров. В 1917 году британский линейный крейсер был оборудован взлетной палубой длиной 69,5 м и шириной 12,2 м, под которой находился ангар с пятью истребителями. Начиная с 20-х годов выработалась структурная схема большинства авианосцев - прямая гладкая палуба и “остров” на правом борту.
В мире главную роль играют два основных типа авианесущих судов: большие авианосцы с водоизмещением 90 000 тонн, атомной двигательной установкой и с 90 самолетами на борту; легкие авианосцы водоизмещением 12000 - 20000 тонн с газотурбинной двигательной установкой и 15-16 вертолетами или самолетами на борту.
Опыт, полученный на основе использования этих кораблей, будет иметь решающее значение в создании будущих военных флотов и в вопросе выживания враждующих государств.