Найти в Дзене
Без Башкортлар

Хазгали Яппаров: "У нас стесняются говорить о национальности"

Оглавление

Кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист РБ, отличник высшей школы СССР, лауреат премии Всемирного курултая башкир, автор книги «Наше шежере: История еланских башкир» Яппаров Хазгали Муллагалеевич.

«У нас стесняются говорить о национальности»

Надо сказать прямо: у нас стараются не говорить о национальности. Даже когда идет речь о дружбе Баймакского и Илишевского районов почему-то говорят о дружбе «татарского» и «башкирского» районов.

А ведь в нашем районе 80 процентов населения — башкиры. И этому есть подтверждение в архивных материалах, в памяти народной.

Рис. Алины Халитовой
Рис. Алины Халитовой

Я изучил не только архивы по нашей деревне, но и близлежащие селения тоже охватил. У нас много деревень рода Кыргыз. Ельдякцы есть — из ельдякской деревни вышел дважды Герой Советского Союза Муса Гареев. Он себя никогда не называл татаром. Всегда подчеркивал, что он — башкир. Кто бы что ни говорил, но и он сам считал себя башкиром, и исторические документы это подтверждают — они башкиры-ельдякцы.

Из книги «Наше шежере»:
Наши предки — башкиры-вотчинники племени Елан — еще до середины 18 века вели кочевой образ жизни, пасли скот в пределах Ермекеевского, Баулинского (Республика Татарстан), Туймазинского, Шаранского, Илишевского, Бураевского, и Чекмагушевского районов по рекам Ик, Усень, Сунь, Белая и Быстрый Танып.
Земли эти были закреплены за еланцами оберегательными грамотами церей (1574, 1626, 1658, 1753, 1766 и 1793 годов), подтверждающими вотчинные права. Еланцы, как и другие башкирские роды, за владение землей платили в казну ясак в виде мехов куниц и лисиц, меда.
Башкиры моей деревни принадлежали к Тышки-Еланской волости. После генерального межевания земель нашей деревне отвели участок наряду с другими одиннадцатью поселениями (Ново-Дюмеево, Тамьяново, Балаково, Пучкак-Куяново, Москово, Туйнашево, Караново, Сурметово, Шаранбаш-Князево, Каръявдино и Янтуганово). Этот участок состоял из четырех тюб - Дюмеевская, Московая, Тюменчураевская и Китабовская (По материалам 1797 г.).

Надо воспитывать дух батыров в наших детях

Беда в том, что у нас и образование было на татарском, и литература была из Казани, и до сих пор они слушают Казань. А если бы наш народ знал свою историю — такого бы не было. Поэтому в школах надо преподавать башкирскую историю. Не отвлеченную «Историю Башкортостана», а башкирскую историю. О том как башкиры жили все эти непростые времена, сколько рови пролили они, защищая свою Родину. О наших батырах надо говорить. Не только Салават Юлаев был — сотни смелых сынов родил башкирский народ. За участие в восстаниях половина деревни Дюмеево была сослана, а их землей и имуществом распорядились каратели.

Из книги «Наше шежере»:
Башкиры нашего края, наши предки, жившие на севере и северо-западе, в том числе Мензелинской и Пермской стороны, первыми подвергались жестокому нападению. Они первыми уже в 70-х годах XVI века начали борьбу против завоевателей башкирских земель, являлись зачинателями и участниками башкирских восстаний ХУП-ХУШ веков. В этой борьбе из них вышли прославленные руководители. Наиболее известные и уважаемые народом в восстаниях 1681-1684 годов были Тулекей, в 1704—1711 годах сын Тулекея Кусем, Дюмей, мулла Исмагил.
Вот что рекомендовал генералу-карателю П. И. Панину историк, первый член-корреспондент Российской академии наук, оренбуржец П. И. Рычков в 1774 году: «Поступить с башкирцами так, как поступили китайцы с целым и со здешней стороны противу их не меньше людным зюнгарским народом, которым они, совершенно овладев, развеяли ево по всей империи. Башкирцы этой меры заслужили. На изобильных их землях заселить людьми из других уездов».

«Нас учили быть татарами»

Наших дедов когда-то учили на тюрки, а в советское время, при советской власти — учили только на татарском языке. Уж сколько поколений обучили на татарском.

Когда я был маленьким, в деревне многие старики говорили на языке, близком к современному башкирскому. Например, использовались звуки «ҫ» и «ҙ», говорили «беҙ»: «Беҙ Баҙы буйы башҡорттары» говорили они. В ходу были башкирские обороты «…тип әйтә тей» — например.

Несколько поколений это все вымывалось и теперь я огорчаюсь тем, кто говорит «мы — татары». Потому что мы не «килмешәк», а хозяева этой земли — «аҫаба башҡортлар», вотчинники. Исторически только башкиры обладали таким правом [коллективного] владения землей.

И это право было не просто так дано. Башкирский народ сколько крови пролил за свою свободу. Были времена, когда только четверть жителей оставалась в живых. И теперь потомки этих людей называют себя другим народом.

Что бы вы на это сказали? Огорчились бы или нет?

Видео 1999 года с Хазгали Яппаровым на канале «Без Башкортлар»