Найти тему
Мета - классика

Самый великий денди

Призвания разнородны и бывают такие славы, которые лишь шум среди молчания и обречены навеки лишь питать мечтательность, отчаивая мысль

Искусство покорять окружающих самое неповторимое, как только великий композитор сыграл своё творение никто уже не сможет повторить его, но многие смогут создать неотличимые копии, никто ещё не смог повторить чужой успех нравиться людям.

Портрет Браммела,
Портрет Браммела,

Бальзак писал

Итак, общество делится на три разряда:
люди, которые трудятся;
люди, которые мыслят;
люди, которые ничего не делают.
Отсюда следует, что, идет ли речь о поэтической истории странствующего художника или об унылой и навевающей сон истории конституционного монарха, образов жизни существует только три:
жизнь трудовая;
жизнь богемная;
жизнь элегантная.

Дендизм - искусство жить элегантно. Слава богу история состоит не только из войн и интриг, но ещё из повседневной жизни. Учебники обычно воротят нос от этой несерьезной темы, но иногда чтобы понять о чём думает человек нужно знать, что на нем надето.

Карикатура на денди
Карикатура на денди

Итак, костюм — причина самых решительных изменений, которые произошли с человеком в обществе; от костюма зависит вся жизнь человека. Бальзак

Мода беспощадна к комфорту и порой к здравому смыслу, особенно мода на парики, в них часто заводились насекомые, а в женских даже мыши. Чем богаче был наряд, выше и сложнее парик тем выше статус человека. Браммела, сына секретаря премьер-министра, это не устраивало. Ему хватило образования и самоуверенности, чтобы считать себя достойным дружбы принца Уэльского, будущего короля Георга. Он первый бросил вызов сложившейся системе и показал, что важен личный вкус человека, а так же, кто именно носит костюм. Он первым ввел на фраки темных цветов и простые брюки, отныне мужчины не будут носить панталоны, рюши и парики.

Этот красавчик Браммел 2006. Старая мода встретилась с новой
Этот красавчик Браммел 2006. Старая мода встретилась с новой

Дерзость основное оружие денди, но только гений может ходить по грани остроты и оскорбления, оставаясь при этом максимально вежливым. Именно своим остроумием и независимостью Браммел впечатлил принца и весь высший свет. Он изменил всё от интерьеров гостиных и правил гигиены (купание считалось опасным для здоровья в 19 веке, но денди должен был мыться и чистить зубы) до политики. Уровень влияние Браммела на политику Англии сейчас трудно оценить, но принц регент прислушивался к его советам не только по поводу костюма.

Король сидит у постели умирающего Браммела в Кале в фильме 1954
Король сидит у постели умирающего Браммела в Кале в фильме 1954

В конце концов гордость победила и Браммел поссорившись в принцем отказался извиняться. Спасаясь от кредиторов он уехал во Францию, в Кале и больше никогда не возвращался на родину. В его дом приходили молодые люди, как в святыню моды, он ещё долго оставался законодателем мод. Про него писал Бальзак и сняли три фильма. В фильме 1954 года король приезжает к нему чтобы помериться и застаёт его умирающим, хотя на самом деле этого не было (король действительно приезжал в Кале и пожелал встретиться, но из-за срочных дел они с Браммелом так и не увиделись).

Браммел в фильме 1954 года
Браммел в фильме 1954 года

В фильме он предстаёт благородным человеком. Возвращает долги, отказывается печатать мемуары о личной жизни короля и его любовнице, замужней женщине. Трудно сказать что его остановило, во Франции ему предлагали большую суму за его воспоминания, а он был в больших долгах, возможно это противоречило убеждения джентльмена, или он правда считал короля своим другом. Но кажется единственный человек, которого любил Джордж Браммел - это сам Джордж Браммел. В двух ранних фильмах ему приписываюсь трагичные истории любви, хотя ни в воспоминаниях современников, ни в более поздних источниках не упоминается, что он был сильно влюблен в кого-то. Самым верным товарищем Браммела был его слуга Мортимер, последовавший за ним в изгнание.

-6

Менталитет каждого нового поколения меняется до неузнаваемости, поэтому в каждом фильме Браммел воплощение времени и только потом исторический персонаж. В 20х фильм о таком человеке мог быть снят только о любви, которая по трагическим причинам не могла закончиться браком. Фильм 1954 года позволяет себе больше свободы, но от любовной истории не уходит. В последней картине 2006 года Браммел мот, разоряющий кредиторов, портных и торговцев. Режиссёр показывает его интрижку с Байроном, развязным и эгоцентричным романтиком. Никакой большой любви только гедонизм. Фильм пытается передать разочарование великого денди он говорит Байрону: я ничего после себя не оставлю. Поэт ему отвечает, что его жизнь сама по себе искусство. Но кажется это не утешительно.

Портрет Байрона
Портрет Байрона

В 1954 году король глуповатый и капризный толстяк, но зритель ему сочувствует. Георг великодушен к старому другу, хотя и обидчив. Не смотря на это фильм критиковали за неуважительное отношение к предку королевы. В новой картине король эгоистичен, ревнив и недалек, сопереживать ему не особо хочется. Но и Браммел здесь не сохранил ни одной положительной черты.

Браммел советует принцу как одеться на свадьбу. Фильм 2006
Браммел советует принцу как одеться на свадьбу. Фильм 2006

Поздние фильмы не рискнули показать бедственное положение Браммеля в изгнании. Барбе д Оревильи в своем трактате "О дендизме и Джордже Браммелле" пишет, что великий тщеславец пока не растратил остаток средств устраивал пышные приёмы в Кале. Он называл имена титулованных особ и отпускал замечания, а когда понимал, что зала пуста, заливался слезами. Под конец жизни он сошел с ума.

Умер он нищем, но мы до сих пор носим классические костюмы, которые не были бы такими элегантными без его фраков. Трудно предположить изменился бы высший свет, если бы Браммел остался в Англии, может Викторианская эпоха не отличалась таким ханжеством, а может великий модник просто бы вышел из моды.