Кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист РБ, отличник высшей школы СССР, лауреат премии Всемирного курултая башкир, автор книги «Наше шежере: История еланских башкир» Яппаров Хазгали Муллагалеевич о том как он начал интересоваться историей своего рода, своей родной деревни и башкирского рода Елан.
Еще в четвертом классе школы я нашел тетрадь своего картәти, где он записал наше шежере, начиная от Качкына, Ишкула — восемь поколений предков были там приведены.
Позже — в начале 1990-х — я заинтересовался: можно ли эти данные подтвердить документально? Обратился в центральный архив и нашел там данные о нашей деревне в Ревизских сказках 1816, 1834, 1859 годов. И там я обнаружил всех своих предков.
Один из них Биккул Ишкулов был сотником Старо-Дюмеевской юрты (Восьмая ревизия). К Ревизии 1859 года внуков и правнуков Биккула насчитывалось уже 29 человек.
После того, как поработал над шежере — поправил неточности, имеющиеся в записях деда — принялся за материалы о деревне.
Из книги «Наше шежере»:
Наши предки — башкиры-вотчинники племени Елан — еще до середины 18 века вели кочевой образ жизни, пасли скот в пределах Ермекеевского, Баулинского (Республика Татарстан), Туймазинского, Шаранского, Илишевского, Бураевского, и Чекмагушевского районов по рекам Ик, Усень, Сунь, Белая и Быстрый Танып.
Земли эти были закреплены за еланцами оберегательными грамотами церей (1574, 1626, 1658, 1753, 1766 и 1793 годов), подтверждающими вотчинные права. Еланцы, как и другие башкирские роды, за владение землей платили в казну ясак в виде мехов куниц и лисиц, меда.
Башкиры моей деревни принадлежали к Тышки-Еланской волости. После генерального межевания земель нашей деревне отвели участок наряду с другими одиннадцатью поселениями (Ново-Дюмеево, Тамьяново, Балаково, Пучкак-Куяново, Москово, Туйнашево, Караново, Сурметово, Шаранбаш-Князево, Каръявдино и Янтуганово). Этот участок состоял из четырех тюб - Дюмеевская, Московая, Тюменчураевская и Китабовская (По материалам 1797 г.).
Четыре года я провел в архивах и материала по истории деревни набралось предостаточно. Потом эти материалы скомпоновал и обработал, рассматривая их уже глазами экономиста. В дополнение к материалам центрального архива я собирал и воспоминания соседей, немалую помощь оказала «Книга памяти», по которой я восстановил данные о тех, кто не вернулся с Великой Отечественной.
Интересные данные представила Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 года. По карточкам этой переписи можно проанализировать хозяйства башкирской деревни: сколько земли, имущества, скотины. Каждый может своих предков найти в этих данных и представить как жили деды и прадеды в 1917 году.
«Мы — башкиры!»
Некоторые мои знакомые, особенно из числа интеллигенции, мне и высказывали: «Зачем вы татар башкирами записываете?» Я же всегда отвечаю: «Все это я рассматриваю с исторической точки зрения».
Всегда знал и помнил, что я башкир: и в институте, и позже уже работая. Никогда я и на татарском не говорил, и татаром себя не называл. И меня никто татарином не называл. В колхозе у нас были башкиры, мишари и мордвинцы — и никто из них не называл меня татарином. Даже мишари всегда тоже называли башкиром, потому что у них свой язык, а у нас — другой.
Да, это так. Мы — башкиры. Мы западные башкиры.
Надо воспитывать дух батыров в наших детях
Беда в том, что у нас и образование было на татарском, и литература была из Казани, и до сих пор они слушают Казань. А если бы наш народ знал свою историю — такого бы не было. Поэтому в школах надо преподавать башкирскую историю. Не отвлеченную «Историю Башкортостана», а башкирскую историю. О том как башкиры жили все эти непростые времена, сколько рови пролили они, защищая свою Родину. О наших батырах надо говорить. Не только Салават Юлаев был — сотни смелых сынов родил башкирский народ. За участие в восстаниях половина деревни Дюмеево была сослана, а их землей и имуществом распорядились каратели.
Из книги «Наше шежере»:
Башкиры нашего края, наши предки, жившие на севере и северо-западе, в том числе Мензелинской и Пермской стороны, первыми подвергались жестокому нападению. Они первыми уже в 70-х годах XVI века начали борьбу против завоевателей башкирских земель, являлись зачинателями и участниками башкирских восстаний ХУП-ХУШ веков. В этой борьбе из них вышли прославленные руководители. Наиболее известные и уважаемые народом в восстаниях 1681-1684 годов были Тулекей, в 1704—1711 годах сын Тулекея Кусем, Дюмей, мулла Исмагил.
Вот что рекомендовал генералу-карателю П. И. Панину историк, первый член-корреспондент Российской академии наук, оренбуржец П. И. Рычков в 1774 году: «Поступить с башкирцами так, как поступили китайцы с целым и со здешней стороны противу их не меньше людным зюнгарским народом, которым они, совершенно овладев, развеяли ево по всей империи. Башкирцы этой меры заслужили. На изобильных их землях заселить людьми из других уездов».
Не так то просто было стать башкиром
Бытует расхожее мнение, что башкирами записывались ради земли только. В школах такое мне приходилось слышать от учителей: «Вы, мол, татары. А для того, чтобы землю взять ваши деды записывались башкирами». Ну сказки да и только!
Не так то просто было получить землю тем, кто не входил в шежере башкир-вотчинников. То, что так просто было записаться в вотчинники — это ложь. Правом землевладения как вотчинник мог обладать только тот, чье шежере было. Родословную проверяли. Даже эти Ревизские сказки высылались в архив только после троекратного зачитывания на сельском сходе. А допущенные ошибки исправлялись и в следующей Ревизии. В этом плане Ревизские сказки являются полноценным документом.
И поэтому я говорю «Я — башкир». Также говорили и мои дедушки с бабушками. Если я говорю также как говорят все еланцы — разве это выводит меня из башкир?
Поэтому я обращаюсь к своим односельчанам и землякам Илишевского района: «Хотя бы немного изучайте свою историю! Кто были ваши деды? Пока они живы — можно и у них спросить, можно все найти в архивах».
Книгу я специально написал на русском языке, чтобы мои внуки спокойно могли читать — где бы ни жил башкир, чтобы он мог прикоснуться к своей истории.
Видео 1999 года с Хазгали Яппаровым на канале «Без Башкортлар»