Жанр фильмов про организованную преступность (про мафию, гангстеров или бандитов) всегда находил своего зрителя, а фильмы вроде «Крестного отца» или «Славных парней» давно считаются классикой (Скорсезе так вообще половину своей фильмографии посвятил именно мафии). Но, как и в любом жанре, здесь найдется множество отличных картин, которые почему-то не стали большими хитами. Представляю список пяти хороших криминальных фильмов, которые вы могли пропустить.
Хозяева ночи (We Own the Night, 2007)
1988-й год, Бруклин, Нью-Йорк. Бобби Грин (Хоакин Феникс) работает управляющим в ночном клубе, который принадлежит богатому русскому, чей племянник по фамилии Нежинский (Алекс Видов) – крупный наркоторговец, который толкает товар в том числе и в клубе. Никто, кроме девушки Бобби (Ева Мендес), не знает, что его настоящая фамилия Грузинский, а его брат и отец – полицейские. Отец (Роберт Дювалл) – начальник полиции, а брат Джозеф (Марк Уолберг) - глава отряда по борьбе с наркотиками, чья главная цель как раз русские наркоторговцы. У Бобби натянутые отношения с родными, кажется, они обоюдно презирают друг друга, но после того, как люди Нежинского совершают покушение на Джозефа, главному герою придется выбирать, на чьей он стороне.
Автор и режиссер фильма Джеймс Грей недавно снял размашистый фантастический блокбастер «К звездам», а до этого – достаточно старомодный фильм о британском путешественнике, который положил жизнь на поиски древнего города в Амазонии («Затерянный город Z »). Но начинал Грей именно с фильмов про криминал («Маленькая Одесса», «Ярды»), и «Хозяева ночи» - лучшая его картина на этом поприще (кстати, сам Грей – внук еврейских эмигрантов из России, поэтому и мафия русская). В свое время многие критики писали, что в режиссере чувствуется огромный потенциал, но он не использует его до конца. Пожалуй, режиссерский подход Джеймса Грея больше всего напоминает Мартина Скорсезе, который полжизни снимает про мафию, но в отличие от Фрэнсиса Форда Копполы преподносит истории не как эпическое произведение с моралью, а как производственную драму о нелегких буднях парней, связанных с криминалом. И с потенциалом у Грея все в порядке, просто это не его вина, что он начал снимать кино на двадцать лет позже, чем Скорсезе. Наверное, можно с уверенностью сказать, что «Хозяева ночи» - одно из лучших произведений на тему русского криминала в Нью-Йорке. Стоит еще отметить, что в фильме засветились Олег Тактаров и Елена Соловей, а диалоги здесь прекрасны. Например, когда герой Роберта Дювалла объясняет коллегам, что борьба с наркоторговцами должна вестись строго по закону, в качестве аргумента он говорит: «Когда ты обмочился, от этого тепло, но ненадолго». Must see.
Что тебя не убивает (What Doesn’t Kill You, 2008)
Брайан (Марк Руффало) и Поли (Итан Хоук) – друзья с детства. Они выросли не в самом благополучном районе Бостона и научились зарабатывать на жизнь лишь преступлениями. В основном, они работают на местного криминального авторитета Пэта (Брайан Гудман), но в какой-то момент решают провернуть пару дел на стороне. По ходу дела Брайан проходит наркотики, получает три пули и в итоге оба друга оказываются за решеткой. Отсидев срок, Брайан осознает, что в жизни пора что-то менять, но его друг, кажется, другого мнения. Впрочем, начать все сначала тоже непросто: ведь у Брайна есть семья, и ему нужно платить по счетам. В то же время Поли предлагает ему грандиозное дело – ограбление инкассаторской машины…
«Что тебя не убивает» - автобиографическая лента Брайна Гудмана (автор сценария, режиссер и исполнитель роли авторитета Пэта), которая наглядно показывает судьбу людей, промышлявших криминалом в Бостоне в девяностых. Собственно, мы знаем, что после девяностых Гудман снялся во множестве голлливудских фильмов (и сам поставил две картины, включая эту), поэтому, конечно, нет никакой интриги в том, какой выбор сделал главный герой после предложения друга. Вопрос в том, как он пришел к этому выбору, и как сам изменил свою судьбу. Это правдивое, жизненное и наглядное кино о том, что криминальная жизнь хороша только в произведениях, которые зачем-то ее романтизируют (вроде отечественного сериала «Бригада»). На деле все гораздо печальнее и хуже. Пожалуй, такой фильм стоит включить в обязательную школьную программу для старшеклассников. Уверен, не все знали, что актер Брайан Гудман – человек не простой судьбы, но, наверное, многие замечали, что в его взгляде кроется нечто большее, чем, казалось бы, должно быть у его персонажей. Что ж, теперь понятно, почему.
Телохранитель (London Boulevard, 2010)
После трех лет заключения Митчел (Колин Фаррелл) выходит на свободу. Кажется, этому рад весь квартал, ему тут же закатывают огромную вечеринку. Но за три года в криминальном Лондоне не многое изменилось: бывший трусливый подельник (Бен Чаплин) хочет снова втянуть его в разные делишки. Местный криминальный авторитет, инфернальный тип по имени Гант (Рэй Уинстон), имеет на главного героя большие планы, родная сестра (Анна Фрил) постоянно влипает в неприятности, а добродушного приятеля-бомжа зверски убивает какая-то молодежь. Тем не менее, Митчел пытается порвать с прошлым и устраивается телохранителем к известной кинозвезде (Кира Найтли), которая ведет скрытный образ жизни. Кажется, вот оно - начало новой жизни и новый горизонт…
«Телохранитель» - режиссерский дебют известного сценариста Уильяма Монахэна («Царство небесное», «Совокупность лжи», «Отступники»), известного по работе лишь с топовыми режиссерами. Возможно, фильм получился не слишком ровным, возможно, здесь есть лишние персонажи и сюжетные линии, а также клише, характерные для криминальных фильмов. Но при этом это крепкое и захватывающее кино с отличными актерами. Уверен, это одна из лучших ролей Фаррелла: пожалуй, только он может так убедительно сочетать в себе глубокую печаль (будто он знает что-то, о чем зритель еще не догадывается) и брутальную жестокость. В какой-то момент его противостояние с Гантом дойдет до точки кипения, и два персонажа в буквальном смысле столкнуться лбами (одна из ключевых сцен фильма). Что тут скажешь? «Телохранитель» - один из лучших криминальных фильмов, который и по сюжету, и по диалогам, и по персонажам можно смело отнести к разряду лент, доказавших, что Тарантино уже давно сошел с пьедестала почета криминального жанра.
Общак (The Drop, 2014)
Где-то в Бруклине, в Нью-Йорке есть множество баров, куда в нужный момент привозят кучу денег, а потом их забирают нужные люди. Никто не знает, когда и куда конкретно привезут деньги, но все должны быть к этому готовы. Один из таких баров называется «У кузена Марва». Когда-то он принадлежал самому Марву (последняя роль Джеймса Гандольфини), но потом его отжала чеченская мафия, и теперь Марв лишь формально является владельцем. За стойкой бара у него работает молчаливый и угрюмый тип по имени Боб (Том Харди), который даже не пугается, когда в бар врываются два типа с оружием в масках и забирают из кассы пять тысяч долларов. Скоро чеченская мафия потребуют вернуть эти деньги, а Бобу предстоит решить и другие проблемы: недавно он подобрал на улице скулящего избитого щенка, которого взял себе, вылечил и полюбил. В этом ему помогла некая Надя (Нуми Рапас), и, кажется, у них намечается что-то вроде отношений, но скоро появится бывший владелец щенка, и по совместительству бывший парень Нади (Маттиас Шонартс), который по слухам много лет назад пришил известного всем в районе типа по кличке «Славные деньки».
«Общак» - экранизация рассказа главного специалиста по криминальному Бостону Денниса Лихейна. По его произведениям уже сняты две криминальные драмы: «Прощай, детка, прощай» и «Таинственная река». Не смотря на то, что здесь действие перенесено из Бостона в Нью-Йорк, подчерк автора чувствуется. Все не так просто, как может показаться сначала. Пожалуй, лишь один персонаж, полицейский, расследующий ограбление бара (Джон Ортис), изначально понимает, что угрюмый Боб не так прост, каким кажется. Да и у всех здесь есть свои секреты, многие из которых будут интригой до самого финала картины, но это лишь формальность. «Общак» не детектив, это кино про криминальную жизнь, которая, если верить фильму, часто не обходит стороной не то что кварталы, но и целые районы некоторых городов. И, видимо, не зря оригинальное произведение Лихейна называется «Спасение животных» - возможно, повествование стоило вести от имени щенка, ведь больше всего зритель будет переживать именно за него, с остальными персонажами - сложнее. Отличное криминальное кино, которое определенно стоит посмотреть, если вы его пропустили.
Галвестон (Galveston, 2018)
Новый Орлеан, 1988-й год. Рой Кэди (Бен Фостер) работает на мафиозного босса Стэна Птитко (Бо Бриджес): выбивает долги, делает «предупреждения» (какую еще работу у мафии может выполнять бывший заключенный?) Однажды девушка Роя уходит от него к боссу, чем, впрочем, не вызывает никаких эмоций у самого Роя. Но Стэн, видимо, не хочет иметь в своей команде человека, который спал с его женщиной (пусть и в прошлом). Он отправляет Роя и еще одного парня на, казалось бы, обычное задание, которое в итоге оказывается подставой: их там уже ждут. Криминальное прошлое Роя дает о себе знать: от него так просто не избавиться. Перебив киллеров, Рой теряет напарника, но спасает девятнадцатилетнюю проститутку Рокки (Эль Фаннинг). Вместе они пускаются в бега.
Фильм снят по роману Ника Пиццолатто (он же сценарист), автора сериала «Настоящий детектив». Режиссером выступила француженка Мелани Лоран (это ее первый англоязычный фильм). И сценарий, и режиссура – тут на высоте. Диалоги вроде бы тоже, но, как ни странно, в отличие от «Настоящего детектива», здесь их очень мало. Я бы даже сказал, что диалоги присутствуют только там, где это крайне необходимо. Во всех остальных (и самых важных моментах фильма) Бен Фостер гениально все отыгрывает мимикой, не говоря ничего. И даже ключевые сцены взаимоотношений Роя и Рокки, Фостер с Фаннинг проводят, не разговаривая: но зрителю все понятно и без слов. «Галвестон» - один из лучших криминальных фильмов за последние несколько лет. Возможно, сюжет ленты может показаться немного банальным: есть главный герой с грузом ошибок и грехов прошлого, и исправлять что-либо уже поздно. Но ведь еще есть время хотя бы для одного хорошего поступка в жизни. А это уже что-то.
Полная рецензия на фильм "Галвестон"
5 недооцененных боевиков, которые вы могли пропустить. Часть 3
5 недооцененных боевиков, которые вы могли пропустить
5 недооцененных боевиков, которые вы могли пропустить. Часть 2
5 недооцененных фильмов про рыцарей, которые вы могли пропустить
10 лучших фильмов 2020-го года
5 отличных фильмов ужасов, которые вы могли пропустить