Сырьевые грузы из Кузбасса предлагают в течение трех лет вывозить на Восток по принципу ship-or-pay
В Правительстве продолжаются дискуссии на тему введения приоритетного доступа и системы «вези или плати» (ship-or-pay) на железных дорогах, сообщает газета «Коммерсантъ».
Данная система вызвала бурную критику со стороны клиентов ОАО «РЖД», в том числе, инвесторов морских портов. Сейчас обсуждается идея применить новые правила только для перевозки угля Кузбасса в восточном направлении на три года. Будет ли принято такое решение, станет понятно после совещания у Президента России Владимира Путина, которое может состояться в ближайшие дни.
История вопроса:
Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов провел 1 марта совещание о долгосрочных договорах на вывоз угля. В частности, обсуждались поправки к уставу железнодорожного транспорта. Они могут стать частью мер, которые вводят ответственность для инвесторов в морские порты, в частности, за загрузку подводящей инфраструктуры, которая строится за счет государства.
Прошедший в первом чтении законопроект, и подготовленные вместе с ним ко второму чтению поправки в устав, касающиеся железных дорог, вызвали негативную реакцию инвесторов. Не по нраву им пришлось введение принципа приоритетного доступа к инфраструктуре и системы «вези или плати». Инвесторы требовали зеркальной ответственности перед инвесторами для государства и госструктур и неприменения новых норм для проектов без госучастия.
В результате, по данным «Ъ», 24 февраля состоялось совещание у замруководителя аппарата Правительства Алексея Уварова, где было поручено отправить документ на доработку с учетом позиций профильных отраслевых объединений и перенести срок его согласования на 26 февраля. По итогам было решено разделить вопросы на железнодорожную и портовую части.
Поправки к уставу, вынесенные на обсуждение у господина Белоусова, нужны для того, чтобы на законодательном уровне закрепить возможность заключения договоров на принципах «вези или плати», говорится в справке Минтранса, имеющейся в распоряжении «Ъ». Проблема в том, что грузоотправители не заинтересованы заключать договоры об организации перевозок грузов с ОАО «РЖД», так как не обеспечен приоритетный доступ к услугам, сообщается в документе.
Проект поправок создает возможность заключения долгосрочных договоров с обязательной предоплатой перевозчику, которая не возвращается при несоблюдении согласованных объемов перевозок. Оплачивать перевозку будет необходимо вне зависимости от того, предъявлены ли к ней грузы. Предусматривается приоритетный доступ к инфраструктуре для таких грузов, порядок предоставления которого определяет правительство.
Источник «Ъ», знакомый с ходом совещания, говорит, что обсуждалась идея распространить нововведения только на уголь Кузбасса. Другой собеседник уточнил, что речь шла о поставках угля из региона в восточном направлении в течение трех лет.
Один из собеседников издания говорит, что здесь важен прецедент: отступление от принципа равнодоступности инфраструктуры, зафиксированное в уставе.
Другой источник «Ъ» отмечает, что при хроническом дефиците пропускной способности Восточного полигона внедрению принципа «вези или плати» «сложно найти логическое объяснение, способное выделить плюсы для пользователей перевозки». Сложнее будет прийти к практической реализации этого подхода, не нарушая сложившейся многофакторной системы взаимоотношений с ОАО «РЖД», резюмировал собеседник «Ъ».
При этом все собеседники «Коммерсанта» отмечают, что проведение эксперимента не стоит считать финальным решением: все ожидают совещания у Президента России Владимира Путина, которое должно состояться в ближайшие дни.
Напомним, что недавно первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов назвал перевозки угля в рамках принципа ship-or-pay приоритетной задачей. LR
Подробнее: https://logirus.ru/news/transport/ugolshchikam_khotyat_navyazat_-neravnyy_brak-_s_rzhd.html
#железнодорожныеперевозки #уголь #Кузбасс #РЖД #тарифы #везиилиплати