Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Все чаще мне приходят эти бессмертные строки Данте Алигьери. С них начинается Божественная комедия.
Жизнь любого из нас - комедия, ни в коем случае не трагедия. Комедия для высших сил, властвующих над цивилизацией человеческой, над каждым из нас. И не важно, верим мы, или нет в высшие силы, они внимательно следят за нами. Отвечать нашей душе так, или иначе придется.
В своих путешествиях я наткнулся на весьма странное место, мимо которого можно пройти, проехать, не заметив. Оно надежно скрыто в глухих лесах Европы, в самом центре, где установлен древний знак середины мира. Знак этот давно забыт, человечество легко перемещает свою деятельность с одной части света в другую. Теперь знак с трудом можно разыскать, он открывается не всем.
В стороне от знака, в заброшенной деревне, до сих пор возвышается полуразрушенный костел.
Через трещины в стенах пробивается зелень, когда нибудь колокольня рухнет под ее напором, и окрестный лес поглотит остатки храма.
К храму нет дороги, я случайно нашел его, услышав отдаленный звон погребального колокола. Долго пробирался через густой лес, ориентируясь только на звук. Если бы звон вдруг прекратился, то можно было навсегда остаться в лесной чаще, так мне казалось.
Колокол продолжал звонить, впереди показался просвет, за которым угадывалось строение. Скоро я уперся в высокую каменную стену и начал обходить ее в поисках прохода внутрь.
Стена была неровной, штукатурка потемнела от времени и местами осыпалась, обнажая древнюю кладку, выше виднелся шпиль с крестом, устремленным к небу, затянутому тучами. Лишь высоко над самым крестом облака разошлись, и в небольшом круге голубел кусочек другого светлого мира.
Я прошел вдоль стены и опять оказался в месте, где вышел из леса. Трава не успела распрямиться и скрыть мои следы. Прохода в каменной стене нигде не было. А колокол продолжал требовательно призывать в храм: "Только кого?!" Уйти обратно сил не было, оставалось одно, как-то пробираться внутрь.
Пришлось пойти вдоль стены еще раз, приложив руку к ее шершавой поверхности. Из под моих пальцев осыпались на землю мелкие камешки, а на стене оставался след, прочерченный моей рукой.
Иногда пальцы неприятно кололи неровности, кожа быстро стиралась, рука приобретала чувствительность. Теперь я ощущал не просто стену, а ее твердость, она менялась. Казалось, рука иногда проваливалась вглубь, погружаясь в стену.
Вдруг впереди, где деревья подступали ближе, от леса отделилась тень, напоминающая человеческую, и быстро, преодолев открытое пространство, исчезла, словно растворилась в стене. От неожиданности я остановился, затем, набравшись храбрости, подошел к месту пропажи тени и приложил руку к стене.
Рука не нашла опоры и провалилась вглубь! Чтобы не упасть, пришлось сделать шаг внутрь стены. На миг меня поглотила тьма, я шагнул еще раз и оказался с другой стороны, внутри отгороженного от нашего мира пространства. Метрах в трех от меня возвышался костел. Здесь была полная тишина. Колокол перестал звонить!
Дверь в костел была открыта наружу, за ней темнел провал небольшого зала, и виднелись трепещущие белые фигуры. Скорее всего и призрак, которого я увидел с той стороны, присоединился к своим собратьям, если их так можно было назвать. Меня притягивало внутрь, ноги помимо моей воли сами несли меня в черный провал.
На удивление в храме хватало света. Он лился в высокие сводчатые окна, можно было наблюдать, что происходит внутри. Призрачных фигур здесь было много, они обретали плотность, казались укрытыми сверху белыми балахонами.
Часть из них не двигаясь сидела на скамьях, другие бродили в проходах, иногда сталкиваясь друг с другом, не замечая таких пересечений. Каждый из призраков был глубоко погружен в себя, до собратьев не было никакого дела.
Меня тоже не замечали. Остановившись за порогом дверного проема, я мог наблюдать за происходящим.
Часть фигур, наверное сидящих здесь давно, покрылась толстым слоем пыли, они застыли словно изваяния. Пришедшие недавно явно нервничали, продолжая беспрестанно двигаться взад и вперед. Быстро, или нет, понимали бесполезность суеты и успокаивались, присоединяясь к сидящим. Другого пути не было.
Опять мерно ударил колокол, и скоро в храме появился следующий призрак, заметался в проходе между рядами, постепенно замедляя свои движения.
Колокол замолчал, а в храме вдруг повисло странное напряжение. Двигающиеся призраки замерли в ожидании. И вот, словно ветер подул от пустого алтаря, его поток направился к остроконечной башне и кресту, устремляясь к небесам.
Затем одна из сидящих фигур вздрогнула. Пыль, прах ли, осыпались с нее, плотность покрывала начала меркнуть, осталось легкое прозрачное облачко. Оно исказилась вслед воздушному потоку, став почти невидимым, и унеслось вверх к небу. Все было кончено в этой жизни.
Только тут я понял, свидетелем какого таинства стал. В храме находилось чистилище, где души, прежде чем отправиться на высший суд, задерживались, каждая на свой срок. Это время требовалось, чтобы еще раз пройти свой земной путь и оценить прожитую жизнь.
Может высший суд и вершился здесь. Душа не могла соврать сама себе, и судила сама себя. Это было просто и удивительно. И пока такой суд не свершится, душа не двигалась дальше на своем бессмертном пути.
Души - призраки опять пришли в движение, напряжение спало. А я осторожно вышел из храма по обвалившимся ступеням, они не предназначались для ног человеческих. Стена пропустила меня обратно, теперь я шел наугад через лес. Позади меня иногда опять слышался призывный колокол. Но мое время еще не пришло.
А что потом? Сколько веков придется просидеть на скорбной скамье в этом храме?
А может кто-то сразу возносится к небесам?
Если вам интересно - приглашаю на мой канал, поделитесь статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.