Безопасность мореходства зависит от многих факторов – это опыт шкипера, выучка, слаженность работы команды, мореходные качества судна. Также сегодня просто невозможно представить безопасность плавания без целого спектра специальных приборов – морского навигационного оборудования. Конечно, оно не может полностью заменить человека, но является необходимым дополнением к опыту и знаниям любого шкипера. Не зря международные морские правила предъявляют жёсткие требования к навигационному оборудованию, как к одному из основных факторов безопасности мореплавания.
Требования к навигационному оборудованию.
Навигационное оборудование судов представляет собой комплекс специальных приборов, основная задача которых производить ориентирование судна в пространстве как в открытом море, так и у побережья, и в стеснённых условиях. В перечень навигационного оборудования судов могут входить как современные компьютеризированные системы спутниковой навигации, так и довольно старые, но не потерявшие своей надёжности, приборы. Ориентирование в пространстве осуществляется при посредстве:
⦁ Карт, имеющих либо графический (бумажный), либо цифровой формат.
⦁ Внешних источников – датчиков, радиосигналов береговых станций и космических спутников.
⦁ Обмен навигационной информацией с другими источниками.
Международная конвенция СОЛАС предъявляет список требований к бортовому навигационному оборудованию, устанавливаемому на морских судах. В зависимости от типа и назначения судна — перечень может несколько варьироваться. В полном варианте он выглядит следующим образом:
⦁ Основной магнитный компас. Обязателен для всех видов морских судов. Компас должен комплектоваться пеленгатором, дающим возможность взятие пеленга на все 360 градусов, и снабжённое автономным источником питания.
⦁ Запасной магнитный компас. Обязателен для судов с вместимостью более 150 тонн. Не требуется к установке на кораблях, построенных после 2002 года, на которые устанавливается система дублирования показаний основного компаса.
⦁ Принимающий индикатор навигационной радиосистемы. Обеспечивает автоматическое определение текущего положения судна.
⦁ РЛС, совмещённая с системами электронной и радиолокационной прокладки пути (САРП) и автосопровождения. Рабочий диапазон РЛС должен составлять 9 гигагерц при длине волны три сантиметра. Обязательна к установке на судах вместимостью свыше 300т.
⦁ На кораблях с валовой вместимостью (далее — ВВ) более 3 000т, и при этом совершающих рейсы с заходом в иностранные порты, в комплект навигационного оборудования должен входить авторегистратор данных рейса.
⦁ Гироскопический компас. Данный прибор должен автоматически передавать информацию о курсе судна на специальное оборудование, а также на аварийный мостик для обеспечения визуального контроля. В его отсутствие — на борту должно находиться иное устройство для автоматической передачи данных о курсе корабля. Обязательны для морских судов вместимостью более 500 т.
⦁ Эхолот (для судов ВВ свыше 300т).
⦁ Лаг обычный и абсолютный лаг. Первый измеряет скорость и пройденный путь относительно поверхности моря, а второй – относительно морского дна. Обычный лаг должен присутствовать на судах ВВ более 300т, а абсолютный обязателен только для крупнотоннажных плавсредств с вместимостью более 50 тыс.т.
⦁ Ручной лот – обязателен для судов любого водоизмещения и вместимости.
⦁ Автоматическая система идентификации (АИС). Должна стоять на всех без исключения пассажирских судах, а также на транспортных при их ВВ более 300т.
⦁ Система автоматического управления курсом корабля – для судов с ВВ более 10 тыс.т.
⦁ Прибор для измерения скорости поворота судна, необходим при ВВ более 50 000т.
⦁ Если конструкция судна предусматривает закрытый судовой мостик, то в средства навигационного оборудования включается прибор приёма внешних звуковых сигналов от других судов. Обязателен для судов любых размеров.
⦁ Картографическая информационно-навигационная система, работающая в электронном формате. Устанавливается на корабли с вместимостью св. 500т.
⦁ Система опознавания судна и дистанционного слежения за его перемещением – для кораблей с ВВ свыше 300т, осуществляющих международные рейсы.
⦁ Системой, контролирующей дееспособность вахтенного помощника, оборудуются все морские суда с ВВ более 150т.
⦁ Индикаторы положения руля и скорости, направления вращения винта. Показания данных индикаторов должны хорошо читаться с рабочего места капитана или вахтенного помощника. Обязательны для кораблей с ВВ более 500т.
⦁ Отражатель радиолокационных сигналов – только для маломерных судов с валовой вместимостью менее 150т.
⦁ Навигационный секстан – для судов ВВ более 300т.
⦁ Хронометр – для судов вместимостью более 300т, а для пассажирских судов, согласно нормативам, следует иметь два хронометра.
⦁ Секундомер: для судов с ВВ более 150т – одна штука, 500-3000т – две штуки, а свыше 3 000т – как минимум три секундомера.
⦁ Бинокль морской (призменный) – на всех судах без исключения, а на крупнотоннажных, с ВВ более 30 000т их должно быть свыше четырёх.
⦁ Барометр – обязателен для судов с ВВ более 150т.
⦁ Кренометр – обязателен для всех судов, выходящих в море.
⦁ Анемометр – обязателен для кораблей вместимостью более 300т, кроме тех, что эксплуатируются в ограниченном районе плавания, например, в акватории порта.
Навигационное оборудование для яхт:
В нашей стране разработкой требований к оснащению малоразмерных судов занимается инспекция ГИМС при МинЧС, а также Федерация парусного спорта. Требования к навигационному оборудованию яхт и катеров, конечно, менее объёмны, чем к крупным морским судам. Но от этого они не становятся необязательными к исполнению. Следует помнить, что вся ответственность за безопасное мореплавание и обеспечение яхты необходимым оборудованием полностью лежит на собственнике лодки и шкипере.
Согласно нормативам ГИМС, яхта перед выходом в море, должна быть оснащена следующими средствами навигационного оборудования:
⦁ Основной и запасной компас. Оба прибора следует настроить и отрегулировать.
⦁ Навигационные карты района предполагаемого мореплавания. Обязательно – в бумажном формате, в качестве дублирующих – допускаются в электронном.
⦁ Справочник международной системы бортовых огней и знаков.
⦁ Секстан и хронометр.
⦁ Ручной или электронный лот.
⦁ Лаг, или иной прибор, показывающий скорость судна и пройденное им расстояние.
⦁ Навигационные огни, установленные в соответствии с требованиями МППСС. Они не должны закрываться парусами и должны быть хорошо видны с любых сторон.
В перечень «необязательных» приборов, в современный комплект навигационного оборудования для яхт входит множество электронных помощников, облегчающих жизнь рядовому яхтсмену:
⦁ Автопилот. Незаменим в открытом море, если у вас нет желания неотрывно находится у штурвала.
⦁ АИС – позволяет в автоматическом режиме узнавать местоположения других судов, одновременно, при наличии передатчика, и передавать свои координаты.
⦁ Информационная панель состояния электронных систем.
⦁ Картплоттер с набором электронных карт. Как альтернатива – ноутбук или планшетник с аналогичным комплектом загруженных карт.
⦁ УКВ-радиостанция удобна для переговоров с береговыми службами в портах и маринах.