Найти тему
KALININEXUS

Навигационное оборудование для яхты.

Оглавление

Из открытых источников...
Из открытых источников...

Безопасность мореходства зависит от многих факторов – это опыт шкипера, выучка, слаженность работы команды, мореходные качества судна. Также сегодня просто невозможно представить безопасность плавания без целого спектра специальных приборов – морского навигационного оборудования. Конечно, оно не может полностью заменить человека, но является необходимым дополнением к опыту и знаниям любого шкипера. Не зря международные морские правила предъявляют жёсткие требования к навигационному оборудованию, как к одному из основных факторов безопасности мореплавания.

Требования к навигационному оборудованию.

Навигационное оборудование судов представляет собой комплекс специальных приборов, основная задача которых производить ориентирование судна в пространстве как в открытом море, так и у побережья, и в стеснённых условиях. В перечень навигационного оборудования судов могут входить как современные компьютеризированные системы спутниковой навигации, так и довольно старые, но не потерявшие своей надёжности, приборы. Ориентирование в пространстве осуществляется при посредстве:

⦁ Карт, имеющих либо графический (бумажный), либо цифровой формат.

⦁ Внешних источников – датчиков, радиосигналов береговых станций и космических спутников.

⦁ Обмен навигационной информацией с другими источниками.

Международная конвенция СОЛАС предъявляет список требований к бортовому навигационному оборудованию, устанавливаемому на морских судах. В зависимости от типа и назначения судна — перечень может несколько варьироваться. В полном варианте он выглядит следующим образом:

Основной магнитный компас. Обязателен для всех видов морских судов. Компас должен комплектоваться пеленгатором, дающим возможность взятие пеленга на все 360 градусов, и снабжённое автономным источником питания.

Запасной магнитный компас. Обязателен для судов с вместимостью более 150 тонн. Не требуется к установке на кораблях, построенных после 2002 года, на которые устанавливается система дублирования показаний основного компаса.

Принимающий индикатор навигационной радиосистемы. Обеспечивает автоматическое определение текущего положения судна.

РЛС, совмещённая с системами электронной и радиолокационной прокладки пути (САРП) и автосопровождения. Рабочий диапазон РЛС должен составлять 9 гигагерц при длине волны три сантиметра. Обязательна к установке на судах вместимостью свыше 300т.

⦁ На кораблях с валовой вместимостью (далее — ВВ) более 3 000т, и при этом совершающих рейсы с заходом в иностранные порты, в комплект навигационного оборудования должен входить авторегистратор данных рейса.

Гироскопический компас. Данный прибор должен автоматически передавать информацию о курсе судна на специальное оборудование, а также на аварийный мостик для обеспечения визуального контроля. В его отсутствие — на борту должно находиться иное устройство для автоматической передачи данных о курсе корабля. Обязательны для морских судов вместимостью более 500 т.

Эхолот (для судов ВВ свыше 300т).

Лаг обычный и абсолютный лаг. Первый измеряет скорость и пройденный путь относительно поверхности моря, а второй – относительно морского дна. Обычный лаг должен присутствовать на судах ВВ более 300т, а абсолютный обязателен только для крупнотоннажных плавсредств с вместимостью более 50 тыс.т.

Ручной лот – обязателен для судов любого водоизмещения и вместимости.

Автоматическая система идентификации (АИС). Должна стоять на всех без исключения пассажирских судах, а также на транспортных при их ВВ более 300т.

Система автоматического управления курсом корабля – для судов с ВВ более 10 тыс.т.

Прибор для измерения скорости поворота судна, необходим при ВВ более 50 000т.

⦁ Если конструкция судна предусматривает закрытый судовой мостик, то в средства навигационного оборудования включается прибор приёма внешних звуковых сигналов от других судов. Обязателен для судов любых размеров.

Картографическая информационно-навигационная система, работающая в электронном формате. Устанавливается на корабли с вместимостью св. 500т.

Система опознавания судна и дистанционного слежения за его перемещением – для кораблей с ВВ свыше 300т, осуществляющих международные рейсы.

Системой, контролирующей дееспособность вахтенного помощника, оборудуются все морские суда с ВВ более 150т.

Индикаторы положения руля и скорости, направления вращения винта. Показания данных индикаторов должны хорошо читаться с рабочего места капитана или вахтенного помощника. Обязательны для кораблей с ВВ более 500т.

Отражатель радиолокационных сигналов – только для маломерных судов с валовой вместимостью менее 150т.

Навигационный секстан – для судов ВВ более 300т.

Хронометр – для судов вместимостью более 300т, а для пассажирских судов, согласно нормативам, следует иметь два хронометра.

Секундомер: для судов с ВВ более 150т – одна штука, 500-3000т – две штуки, а свыше 3 000т – как минимум три секундомера.

Бинокль морской (призменный) – на всех судах без исключения, а на крупнотоннажных, с ВВ более 30 000т их должно быть свыше четырёх.

Барометр – обязателен для судов с ВВ более 150т.

Кренометр – обязателен для всех судов, выходящих в море.

Анемометр – обязателен для кораблей вместимостью более 300т, кроме тех, что эксплуатируются в ограниченном районе плавания, например, в акватории порта.

Компас.
Компас.

В нашей стране разработкой требований к оснащению малоразмерных судов занимается инспекция ГИМС при МинЧС, а также Федерация парусного спорта. Требования к навигационному оборудованию яхт и катеров, конечно, менее объёмны, чем к крупным морским судам. Но от этого они не становятся необязательными к исполнению. Следует помнить, что вся ответственность за безопасное мореплавание и обеспечение яхты необходимым оборудованием полностью лежит на собственнике лодки и шкипере.

Согласно нормативам ГИМС, яхта перед выходом в море, должна быть оснащена следующими средствами навигационного оборудования:

Основной и запасной компас. Оба прибора следует настроить и отрегулировать.

Навигационные карты района предполагаемого мореплавания. Обязательно – в бумажном формате, в качестве дублирующих – допускаются в электронном.

Справочник международной системы бортовых огней и знаков.

Секстан и хронометр.

Ручной или электронный лот.

Лаг, или иной прибор, показывающий скорость судна и пройденное им расстояние.

Навигационные огни, установленные в соответствии с требованиями МППСС. Они не должны закрываться парусами и должны быть хорошо видны с любых сторон.

В перечень «необязательных» приборов, в современный комплект навигационного оборудования для яхт входит множество электронных помощников, облегчающих жизнь рядовому яхтсмену:

Автопилот. Незаменим в открытом море, если у вас нет желания неотрывно находится у штурвала.

АИС – позволяет в автоматическом режиме узнавать местоположения других судов, одновременно, при наличии передатчика, и передавать свои координаты.

Информационная панель состояния электронных систем.

Картплоттер с набором электронных карт. Как альтернатива – ноутбук или планшетник с аналогичным комплектом загруженных карт.

УКВ-радиостанция удобна для переговоров с береговыми службами в портах и маринах.