Найти тему
Записки не краеведа

Спутник пассажира по юго-восточным железным дорогам 1899 год. Часть 2

⇦ предыдущая часть

(Выдержки из 6 главы. «Железная дорога в пределах земли Войска-Донского». Фотографии В. Чеховский).


Примыкающая к самой железнодорожной станции Каменской, того же названия станица
КАМЕНСКАЯ – самая многолюдная (27 091 жителей) и одна из богатейших во всей Донской области. В 1817 году город станицы Каменской был перенесён с левого берега Северного Донца на правый, на покатом склоне которого в настоящее время расположена станица. Всех домов в станице 1 204, расположенных по обеим сторонам широких , обсаженных деревьями улиц, что в общем придаёт станице весёлый и красивый вид.

-2

К городу причислено 111 865 десятин земли. Следует заметить, что и нынешнее местоположение станицы также неудовлетворительно, так как при дующих здесь восточных и северо-восточных ветрах наносится масса песка с левого берега Донца. Две ярмарки, где происходит торговля скотом и разными товарами на сумму до 500 000 рублей оборота, семь заводов кожевенных, маслобойных, стеклянный (в 3-х верстах от города), кирпичных и салотопенных, наконец, довольно оживлённые местные (по субботам) базары дополняют собою торгово-промышленный облик Каменской станицы.

«Спутник» по станице Каменской:
Извозчики – одноконные пролётки; такса 40 копеек с вокзала и на вокзал из города; в конец 20 копеек. Аптека, фотография Петрова, два книжных магазина Розина и Савельева, Управление станичного Атамана, городской клуб и сад помещаются на лучшей в городе Воскресенской улице. Гостиница Асатурова – «Центральная» на Покровской улице; к приходу пассажирских поездов имеется от гостиницы экипаж.

-3

Увеселения. Сад Палермо и цирк.
Церквей три, из них красивейшие по архитектуре Покровская и Рождественская. Почтово-телеграфная контора на Покровской улице. Врачей в станице семь, адреса коих известны в аптеке. Для образования юношества в станице находятся: окружное училище, одноклассное приходское Императора Александра II училище, начальное училище и военно-ремесленное училище. Лучшие магазины бакалейные, мануфактурные, готового платья, мебельные, посудные, булочные и кондитерские, колбасные заведения, и т. п. все помещаются частью на Воскресенской улице, частью в гостиннодворских постройках на базарной площади, в близком расстоянии от берега Северного Донца.
От станции Каменской начинается сплошной подъём, который тянется до 643 версты, то есть на протяжении 41 версты. Железная дорога пересекается в трёх местах значительными горными выемками; степная местность переходит в холмистую, и одновременно с большими выемками находится много весьма высоких насыпей. Минуя на 613 версте от Козлова полустанцию Северо-Донецкую, поезд останавливается через 13 вёрст, то есть на 626 версте у станции 4 класса.

ЛИХАЯ. И в настоящее время коммерческая деятельность станции Лихая не из маленьких, в особенности по отношению к отправлению со станции каменного угля, которого было в 1897 году погружено 263 531 пуд и гуртового скота (быков) 2 004 головы. Но в самом непродолжительном времени станция эта сделается начальным пунктом сооружаемой в настоящее время обществом Юго-Восточных железных дорог Восточно-Донецкой линии, протяжением в 302 версты до станции Кривомузгинской Волго-Донской ветви Юго-Восточных железных дорог. По своему географическому положению будущая Восточно-Донецкая железная дорога явится последним звеном рельсовой линии от станции Долинской до Царицына, связав кратчайшим путём наш юго-запад и все южные порты, кроме Новороссийска, с низовьями Волги и через последнюю с заволжским востоком. Дорога эта открывает выход каменному углю Донецкого бассейна на Волгу и расположенные вблизи линий железных дорог Уральские горные заводы. В то же время, сплавляемым из обширных, но далёких северо-восточных, лесов по реке Волге, строительным и поделочным лесным материалам, дорога эта представит удобнейший путь для сбыта в крайне нуждающиеся в таких материалах степные южные и юго-западные местности. Далее, этой дорогой установится возможность быстрого и безостановочного обмена между Поволжьем и Азовско-Черноморскими портами и прилегающим к ним местностями хлебными, рыбными, нефтяными, металлическими и многими другими грузами. Наконец, местность Области Войска Донского, перерезаемая новой железной дорогой на протяжении 302 вёрст, везде достаточно орошённая степными речками и ручьями и совершенно пригодная для земледелия, в свою очередь, несомненно, послужит для обширного развития хлебопашества и связанных с ним прочих сельско-хозяйственных промыслов.
В 10 верстах от станции Лихой расположена полустанция Замчалово…

⇦ предыдущая часть

Навигатор Каменск-Шахтинский