Владимир Силенков
ВОЛНЫ ПАМЯТИ
Венгрия, 5-й гв. иап
«…тот, который, во мне сидит,
решил, что он – истребитель!»
Мысли, со временем материализуются. Это известный фактор. Например, банкиры всё время думают о деньгах, и они у них не переводятся; железнодорожники думают о рельсах, и они у них не кончаются. А лётчики думают о небе… И вот, воплощается сокровенное желание, по «живой» мишени Ла-17 – из пушки!
Нам довелось служить в замечательное время. Летали много, (относительно американцев мало) ежегодные крупные учения: Мары, Красноводск, Дамгартен, Астрахань… И каждый раз приключения, впечатления и становление, опыт, зрелость!
Те «Мары» в 1981 году стразу не задались… Ведомый у меня, которого на воздушный бой с асами Центра готовил, решил Мургаб перенырнуть… пловец. Сидим спокойно в ресторанчике на сваях, под нами мутный, бурный поток воды. Винцом сухим балуемся, все трезвые. Кто-то с ним заспорил, никто и внимания не обратил, думали в шутку ботинки снимает… перешагивает через перила и в воду... А там по колено! Вылез из воды сам, только голова на боку, будто к плечу привязана. Два дня ещё прятал его от доктора, но… перелом шейного позвонка. А зазнавшихся асов Центра, я привёл таки, на аэродром! Подсунул жирного живца, и, применив «секретное оружие», скрытно подошёл к ним и повис на хвосте! Это оказалось полной неожиданностью! Подёргавшись пилотированием, размыканиями-расхождениями, (меня не проведёшь!), пропускают вперёд. Нашли дурака!.. Да ещё так нагло: «Я сказал! Вперёд выходи!» После полёта, тот майор со мной даже здороваться перестал, вот задело! Однако отвлёкся.
18 июня 1981 года. Вылет на поражение мишени Ла-17 из пушки. Сижу в готовности. Получаю команду: «Воздух!» Не запускается двигатель! Пока перескакиваю на запасной самолёт, выруливает уже резервная пара. Это был заместитель командира полка по лётной подготовке, пришёл из академии. Он долго не может обнаружить мишень, которая стоит в вираже с креном 450 .
Уже подводят к мишени меня. Тут он докладывает, что видит и атакует цель. И тут же доклад: «Мишень поражена, двигатель остановился!»
Передо мной развёрстываются уникальные, неповторимые события. ( Вот где видео снимать.)
Самой атаки, взрыва мишени видно не было, выскочил прямо на атаковавшую пару. Ведущий – без двигателя, рядом с ним, метрах в 20–30, ведомый, Евгений Кретов стоит, ощетинившись тормозными щитками. Высота 3000 метров. Я стою своей парой сзади метров 100 – 150. Лётчик упорно делает несколько попыток запуска двигателя. Безрезультатно. И вот, на высоте 500-600 метров катапультируется. Чётко вижу на самолёте ведущего пары отделение фонаря, выход штанги, кресла, стабилизирующий парашют, отделение кресла и раскрытие купола. Самолёт, без лётчика, в сопровождении ведомого продолжает снижаться, и я, из любопытства следую за ними. Вот он цепляет верхушку бархана, ведомый взмывает вверх, второй бархан – отламываются крылья и, самолёт без взрыва, кусками, разваливается в пустыне.
Возвращаюсь к лётчику. Он уже на земле, расправляет парашют. Молодец, всё нормально. Набираю высоту и минут тридцать ещё жду, чтобы навести вертолёт ПСС. А когда сел в Марах, вертолёт ещё не взлетал…
Лётчика подобрали через два часа. На солнечном припёке, на склоне бархана, он одурел от жары. По мере ожидания, всё больше усиливалась боль в позвоночнике.
Вот так, с санитарными потерями двух лётчиков (у обоих компрессионные переломы позвоночника, по году не летали) и одного самолёта, закончились те «Мары».
Прошёл год. Мары. Я снова с пушкой иду на мишень. Ещё до входа в зону поражения, меня подвели к мишени. До «тысячной» вымерял свои 300 м (Миг-23м, стреляли как в войну, по сетке ПКИ – простой коллиматорный индикатор) и жду разрешения на работу.
Руководитель учения, видя такое «тепличное», упрощённое развитие ситуации, даёт вводную: «Мишень не «истребитель» а «разведчик», в вираж мишень не ставить, пусть летит по прямой» - и начертил на экране рубеж перехвата. Ну, мне то, об этом никто ничего не сказал!
Мишень входит в зону поражения, разрешают работать. Понял, и жду, когда мишень начнёт свой вираж. Тогда она покажет свои плоскости, фюзеляж и будет, по чему стрелять с расчетным упреждением. «Отработал?» «Нет». Снова «Отработал?» «Нет» И уже панический голос командира: «Работай, работай!»
Стою строго сзади под 0/4. С 300м мишень видна как тоненький крестик с подвешенным двигателем. Отходить, атаковать сбоку нужно время, а на КП, чувствую, уже паника! Даю короткую пристрелочную очередь, снаряды ложатся чуть ниже. Ввожу поправку и даю очередь. Мишень вся в мареве от снарядов, но крестик её силуэта очень тоненький… Наконец попадает снаряд в правое крыло – рикошет! В левое крыло – отлетает кусок обшивки, мишень закачалась, я отскакиваю от неё… а она выпрямляется… и летит!!! – «Отработал?» Такого я пережить не мог… и дал газ! Когда крылья мишени вылезли за все тысячные, а прицельная марка стала гулять по бочке её двигателя, (диаметром 50- 60 см) я понял, не промажу.
Первые же снаряды входят в сам двигатель, и мишень раздувается огненным шаром. Куски металла разлетаются в разные стороны, освобождая мне путь, но сам двигатель, он как бы остановился в воздухе, и со скоростью футбольного меча устремляется прямо мне в лоб! Успеваю втянуть голову в плечи, ткнуть от себя ручку, создать какой-то крен, чтобы по килю не стукнул и, объятый пламенем, он проносится в непосредственной близости от кабины. Но теперь мой двигатель … помпаж! Сдёргиваю РУД на малый газ и оказываюсь в бескрайнем спокойном небе: «Ну вот, и повторение прошлогоднего... Как не хочется выходить из этой уютной кабины?»
Но двигатель, мирно урчит себе на малом газу. Потихоньку начинаю увеличивать обороты, нормально, вибрации нет, температура в норме. Так и зашёл потихоньку на посадку. При проверке на земле двигатель оказался абсолютно чистым. Очевидно, заглотил, и поперхнулся горячей огненной плазмой.
Мне было интересно, сколько снарядов у меня оставалось, решил присутствовать при разрядке пушки. Их оказалось почти 40, но все они были «пулями»! Инженер полка по вооружению инициативным оказался. Как при стрельбе по наземным целям, весь боекомплект бронебойно-зажигательными снарядами набрал, чтобы я на них не подорвался!..