В школах и университетах ученикам повторяют: «В науке – отрицательный результат, это тоже результат». Если ничего нет, то нужно ли, чтобы бы было? Если ничего не видно, вы уверены, что хотите увидеть?
«Видишь суслика?» – спрашивает герой фильма «ДМБ [1] ».
«Нет».
«И я не вижу. А он есть».
«Понял», – отвечает другой герой.
Оба участника диалога – военные, а военные сами про себя говорят: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется».
Что это значит? Вы бы хотели послужить в армии? Протестировать себя на пределы прочности тела и духа?
«Некоторые любят погорячее» [2] – такое бывает только в кино. Большинство предпочитает джаз [3] …
Утыкаясь в границу, доступную для непосредственного восприятия, некоторые говорят о «таинстве».
Другие рассуждают о «чудесах», жонглируя понятиями «познаваемое» и «непознаваемое».
Понятно, что когда речь заходит о не вполне понятном, – без метафизики не обойтись. Или – без философии. Это почти одно и то же. Разве что проповедники одного и глашатаи другого ходят на работу в разные здания, хотя говорят примерно об одном и том же, пусть и разными словами.
Слова, как известно, запутывают. Чем больше слов, тем больше путаницы.
«Слишком много нот, мой дорогой Моцарт», – говорит император Австро‑Венгрии композитору в фильме «Амадей».
Фильм современный (1984 г.), поэтому согласно нынешним воззрениям на менеджмент, император задействует «метод бутерброда». Как и положено хорошему руководителю, он сначала хвалит Моцарта за гениальное произведение (устанавливает контакт), затем высказывает корректирующую обратную связь. Затем снова хвалит музыканта. Похвалил – поругал – похвалил. В идеале – «ругань» не должна превышать 25–30% объема общения.
Моцарт еще юн и пытается протестовать, но император непреклонен. Он говорит об ограниченности человеческих возможностей. Ухо за один вечер может воспринимать только определенное количество нот. Император советует композитору убрать часть нот, чтобы гениальное произведение превратилось в идеальное.
Напряжение между музыкантом и монархом нарастает, но всё спасет случай. В кадр врывается другой герой, и сцена счастливым способом разрешается.
Кино, оно и есть кино. Однако, некоторым сильным мира сего не откажешь в проницательности. Иначе, они вряд ли бы достигли «мест силы» нашего мира. Свято место пусто не бывает, потому что конкуренция за ресурсы и рычаги влияния всегда была довольно большой, а сейчас, кажется, приобрела характер всеобщей глобальной нетерпимости.
Что касается «счастливой случайности», то он спасает нас в таком количестве ситуаций, что мы перестаем обращать на это внимание.
[1] ДМБ – «дембель» на армейском жаргоне – солдат срочной службы, которому до возвращения домой осталось полгода или меньше.
[2] Кинокомедия «Some Like It Hot – Некоторые любят погорячее» вышла на советский экран в сокращённой версии под названием «В джазе только девушки».
[3] Джаз обладает значительным образным потенциалом – и сам по себе, и в качестве метафоры. Светлана Владимирская: «Дави на газ, / Давай, мой мальчик, дави на газ! / Всё будет джаз, я знаю точно, всё будет джаз!..» Борис Гребенщиков, «Аквариум»: «Держи меня, будь со мной/ Храни меня, пока не начался джаз/ Веди меня туда, где начнется джаз». И так далее…