Найти тему
Mantropology 🏆

Ученый, которому все можно: как Петр Капица оказался заперт в СССР и все равно критиковал Берию

Петр Капица по праву считается одной из самых непревзойденных личностей в истории советской науки. Он родился в 1894 году в семье военного инженера и в 20 лет поступил в Петербургский политех, где учился под началом «отца советской физики» Абрама Иоффе. Студент Капица еще не успел защитить диплом, а Иоффе уже позвал его на работу в физико-технический отдел института. Едва окончив обучение, молодой ученый начинает преподавать.

В 22 года Капица женится на дочери депутата Государственной думы и заводит сына и дочь. Но в 1920 году и жена, и дети Капицы умирают от испанки. Эту потерю Петр Леонидович переживает очень тяжело. Спасает только поддержка матери.

В 1921 году при содействии математика Алексея Крылова, а также Максима Горького Капице удается получить командировку в Англию, где ученый задержится очень надолго.

Петр Леонидович начинает работать в Кавендишской лаборатории Кембриджа. В процессе он пишет ряд работ о сверхсильных магнитных полях и зарабатывает широкую известность в научных кругах. Уже через 4 года после переезда Капица становится заместителем директора лаборатории по магнитным исследованиям. Вскоре он женится второй раз на дочери русского академика после всего 7 месяцев знакомства.

Портрет П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова работы Б.М. Кустодиева. За работу бедные ученые расплатились мешком пшена и петухом, но пообещали, художнику что однажды прославятся и получат Нобелевские премии. Оба сдержали обещание.
Портрет П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова работы Б.М. Кустодиева. За работу бедные ученые расплатились мешком пшена и петухом, но пообещали, художнику что однажды прославятся и получат Нобелевские премии. Оба сдержали обещание.

В 1929 году Капицу избирают в Лондонское Королевское общество – ведущее научное сообщество Великобритании. Год спустя его совет решает выделить 15 000 фунтов стерлингов на создание в Кембридже лаборатории специально под нужды Капицы. На ее открытии даже выступал бывший премьер-министр страны Стэнли Болдуин.

Зарубежные успехи Капицы не заставили его забыть о соотечественниках: он поддерживает связи с СССР и активно содействует международному обмену опытом. Он включает монографии советских ученых в международные сборники и приглашает их на стажировки в Англию. Академия наук СССР оценивает его вклад и избирает Капицу в свои члены-корреспонденты.

Работая в Англии, ученый неоднократно приезжал на родину, но оставаться отказывался.

Капица в Кембриджской лаборатории
Капица в Кембриджской лаборатории

В 1934 году Политбюро решило брать ситуацию в свои руки, и Каганович подписал постановление предписывающее задержать Капицу в СССР. Во время очередного визита в Ленинград его вызвали в Москву и сообщили, что виза аннулирована и выезд из страны запрещен.

Жена Капицы вернулась к детям в Кембридж, а сам Петр Леонидович был вынужден поселиться у мамы в коммуналке. Когда начальник Капицы в Кембридже Эрнест Резерфорд обратился к полпреду СССР в Англии за разъяснениями, ему ответили, что Капица нужен на родине, чтобы советская промышленность могла выполнить план пятилетки.

Первое время Капица был в замешательстве, но придя в себя согласился продолжить работу в Ленинграде. При этом ученый знал себе цену и выдвигал к администрации свои требования. Для начала он запросил перевезти в СССР свою Кембриджскую лабораторию. Англичане не спешили расставаться с уникальным оборудованием, так что Решением Политбюро ЦК ВКП(б) было выделено 30 тыс. фунтов стерлингов на то, чтобы его выкупить. После сложных переговоров с Резерфордом лабораторию все же перевезли в СССР.

Дело сильно стопорилось из-за нерасторопности чиновников, занимавшихся поставкой, и понадобилось писать письма высшему руководству СССР, вплоть до Сталина. Впоследствии Капица еще неоднократно обращался по ключевым вопросам напрямую к главе государства. Например, писал письма в защиту арестованных физиков Фока и Ландау.

В январе 1938 года в журнале Nature публикуется самое знаменитое открытие Капицы — статья о сверхтекучести жидкого гелия, но бросить силы на новое направление не выходит: нужды страны вносят свои коррективы, и Петру Леонидовичу приходится заниматься вопросами жидкого кислорода.

Вокруг кислородной деятельности Капицы формируется целый институт, а в 1945 году физика награждают Золотой звездой Героя социалистического труда. Вскоре Капицу вписывают под начало Берии в атомный проект.

У Капицы сразу же возникает недовольство новым руководством. Через 4 месяца работы в комитете по атомной бомбе он пишет Сталину: «Товарищи Берия, Маленков, Вознесенский, ведут себя в Особом Комитете, как сверх-человеки», «Следует, чтобы все руководящие товарищи, подобные Берия, дали почувствовать своим подчиненным, что ученые в этом деле ведущая, а не подсобная сила».

П.Л. Капица, 1964 год
П.Л. Капица, 1964 год

Там же Капица просит отстранить его от работы над бомбой и 21 декабря 1945 года Сталин разрешает его отставку. В то же время разработки ученого по жидкому кислороду тоже сворачиваются, и Капица остается без работы. Только в 1955 году Хрущев возвращает его на пост главы Института физических проблем.

В 1978 году Петру Леонидовичу Капице была присуждена Нобелевская премия по физике «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур». Однако на тот момент Капица не занимался этой темой уже 30 лет и посвятил свою нобелевскую речь актуальной проблеме — «Плазме и управляемой термоядерной реакции».

Даже в старости ученый сохранял интерес к научной деятельности, до самого конца жизни продолжая работать в лаборатории и руководить Институтом физических проблем РАН.

А вы знаете столь же дерзких и великих ученых?