Найти тему

Французский колониальный жетон из Алжира

Когда увлекаешься коллекционированием, стараешься не упустить ни одной возможности пополнить коллекцию, узнать новое о собранном материале. Но как быть, если условия заниматься увлечением отсутствуют напрочь? Военный гарнизон в Уральской тайге, скудная библиотека дома офицеров, ближайший город неблизко. Тут нет клубов по увлечениям, нет и единомышленников. Твоим интересам искренне удивляются окружающие:

- Зачем тебе эти монетки, банкнотки? Пошли с нами на охоту!

Меня это не расстраивало. Наоборот, конкурентов на обладание монетами и банкнотами, привезенными сослуживцами из отпусков или из далеких служебных командировок, не было. Все мне доставалось, знакомые знали, что мне это нужно.

Вот и получалось, что в коллекции, формировавшейся на Урале, оказались монеты и банкноты со всего мира. Где только наши военные в то время не выполняли интернациональный долг!

Там у меня в коллекции и появился жетон из Алжира. Ничего яркого или выдающегося: отчеканен из медного сплава (латунь), диаметр 21 миллиметр, вес 2,19 грамма. На одной стороне в центре поля указан номинал 1f, то есть 1 франк. Над номиналом и под ним - одинаковые ромбовидные цветочные розетки. На другой стороне - круговая надпись «compagnie miniere du djendli», начинающаяся и заканчивающаяся такой же ромбовидной цветочной розеткой. Над цветочной розеткой - треугольник с вдавленными буквами «F» и «С» и щитовидным знаком над ними. Соотношение сторон - медальное.

Отложил жетон в альбом с монетами, как безнадежный. Добраться до серьезных библиотек в то время я не мог, а других источников информации не существовало. Пусть лежит и ждет своего часа, решил я, и жетон из Алжира пролежал в альбоме с монетами много лет. Долгое время я даже не делал попыток определить жетон.

Сегодня при желании можно найти в интернете почти любую информацию, и иностранный язык - не преграда. Оперативный и надежный электронный переводчик всегда под рукой, надо только правильно задать вопрос.

-2

И вот лет десять назад я взялся за этот жетон. Задал вопрос поисковику на французском языке, и выяснилось, что жетон отчеканен по заказу французской горнодобывающей компании «Djendli».[1] Это акционерное общество, работавшее на территории Алжира в период с 1905 до 1938 года. Компания «Djendli» была создана для разработки цинковых рудников в Алжире. Рудники, расположенные недалеко от города Батна области (вилоят) Константина на севере страны, разрабатывались еще со времен Карфагена.

Компания «Djendli» владела пятью месторождениями цинковой руды и тремя печами для обжига. Район месторождений цинка был близок к побережью Средиземного моря и обеспечивал доставку руды в порты Алжира для дальнейшей транспортировки к местам переработки с минимальными затратами. Хоть в Европу отправляй руду, хоть в Америку!

Старейший из пяти рудников назывался Djendli, его название и дало имя всей компании. Штаб-квартира компании расположилась в Париже, в доме номер 7 на улице Pillet Will.

Акционерное общество просуществовало четверть века. «Djendli» в первые два десятилетия двадцатого века процветало, добывало и продавало цинковую руду, радуя акционеров дивидендами. Акционеры, рассчитывая на дальнейшее увеличении прибыли, часть доходов вкладывали в геологические исследования на территории французских колоний того времени - Алжира и Туниса.

Компания выработала стратегию, направленную на расширение. Велись переговоры о покупке других шахт и рудников в Тунисе, но планам не суждено было сбыться. К началу тридцатых годов прошлого столетия из-за падения цены на цинк на мировом рынке покупка новых рудников потеряла смысл. Рудники компании стали нерентабельными и перестали приносить прибыль. Этот период принято называть мировым экономическим кризисом, но такое название ему дадут позже, а тогда никто не знал, сколько времени продолжится падение цен на цинковую руду и не только на нее. Не знал никто и того, что падение цены на цинк - лишь малая часть кризиса.

Руководство компании заняло выжидающую позицию: сократили рабочих, перестали добывать руду, шахты законсервировали и стали ждать в надежде, что все изменится, цена на цинк восстановится и пойдет вверх. Но горнорудные шахты, даже не работающие, требуют содержания. Это сплошные расходы и никаких доходов. Время шло, ситуация на мировом рынке не улучшалась. Не видя положительных перспектив, акционеры потеряли надежду и приняли решение закрыть компанию, что и было сделано в 1938 году.

В какой же период своей деятельности эта французская компания выпускала и использовала жетоны?

На этот вопрос мне помогли ответить коллекционеры из Франции, с которыми благодаря интернету мне удалось установить дружеский контакт. У них тема французских жетонов колониального периода востребована и имеет много поклонников.

С конца XIX до середины XX веков во Франции и ее колониях жетоны получили широкое применение в качестве платежного средства. Это было не просто модно, а и чрезвычайно выгодно. Компании получали право самостоятельно устанавливать курс жетонов по отношению к французскому франку или местным валютам в колониях. Конечно, устанавливался максимально выгодный для компании курс. Из–за высокой доходности подобные жетоны выпускали многие компании.

Жетоны использовались для покупки товаров в магазинах компании. Это была устоявшаяся мировая практика капиталистических компаний, в том числе и работавших в колониях, направленная на получение дополнительной прибыли за счет своих же рабочих. Жетонами компания выдавала часть заработной платы. Работники на них могли в магазинах при рудниках и шахтах купить себе все необходимое, от продуктов питания до личных вещей, по значительно более высоким ценам, чем у торговцев вне территории компании, поэтому часть заработной платы работников в государственных деньгах сразу оставалась в кассе. Потратить же полученные жетоны вне территории компании было невозможно, принимали жетоны только в магазинах компании и, как правило, на территории компании. Курсовую разницу между подобными жетонами и национальными валютами устанавливала сама компания, конечно же, в свою пользу.

Французские коллеги обратили мое внимание на знак, отчеканенный на жетоне. Этот треугольник с буквами «F» и «C» оказался личным знаком парижского гравера Фрэнсиса Карто (Francis Cartaux, 1872 - 1934), специализировавшегося на изготовлении жетонов. Расцвет его активной работы над подобными заказами пришелся на период 1910-1920 годов, поэтому можно предположить, что жетоны Djendli были выпущены в этот период и использовались до наступления мирового экономического кризиса.

Подобные жетоны чеканить в один номинал нецелесообразно. Для участия в «квази»-денежном обращении требуется линейка номиналов. И действительно, у моих французских коллег нашелся еще один жетон компании Djendli номиналом в 10 сантимов.[2] На своем сайте они по моей просьбе разместили и изображение моего жетона.

Становились ли подобные жетоны редкими или их у коллекционеров собиралось много, зависело как от тиража выпущенных жетонов, так и от условий, на которых прекращался их выпуск. Жетоны компании Djendli оказались чрезвычайно редкими. Прекращение деятельности компании было не сиюминутным. Останавливая производство и консервируя рудники, компания, вероятно, выкупила у своих работников почти все жетоны, то есть произвела с ними полный расчет. Собранные в кассе компании жетоны, скорее всего, ушли на переплавку, и сегодня коллекционеры могут стать обладателями только тех жетонов, которые по какой-то причине не были своевременно сданы в кассы рудников и остались на руках у алжирских рабочих.

Как мой товарищ, находясь в Алжире, стал обладателем этого жетона, сегодня выяснить уже не удастся. Но жетон компании Djendli номиналом в 1 франк оказался ценным и с интересной историей.

[1] http://www.entreprises-coloniales.fr/afrique-du-nord/Miniere_du_Djendli.pdf

[2] https://wikicollection.fr/?p=81328#comment-25790

Анатолий Рожук

Альманах ДЕНЬГА №1 (31) / 2021