Итак, человек чужд этому миру, а мир человеку. Это не снимает с человека ответственности за тот мир, в котором он оказался (в конце концов, мир - это тоже эманация Абсолюта, а не креатура Йалдаваофа, хотя он так и считает), а так же за то, что человек делает в своём плотском теле (следует ограничивать понимание тела в этот момент плоти и тело как то, что делает нас отличными от других во всех мирах и всех плоскостях).
Христианские апологеты любили обвинить гностиков в распущенности (см. Иренея, например), объясняя эту распущенность отношением к материи, но с другой стороны, например, Иоанн Златоуст признаёт за гностиками куда бо́льшую строгость и аскетизм, чем то свойственно христианам. Да и из оригинальных гностических текстов, скорее, следует обратное мейнстримоаым убеждениям апологетов.
Человек в ловушке, и одна ловушка следует за другой, и никто не в силах дать гарантии, что за преодолением одной ловушки, человек не окажется в следующей. Некая противоречивость учения о спасении гностиков, утверждавших совершенство искр, тогда как они должны через опыт несовершенства обрести ещё бо́льшее совершенство (т.е. совершенство изначальное несовершенно, и надо пройти путь через ещё бо́льшее несовершенство, чтобы достичь совершенства), ставит исследователя в тупик. Спасение оказывается странным на фоне ещё более странного наказания или ссылки в миры пределов. И ответов на эти вопросы нет. Тождество с Абсолютом невозможно, тогда как растворение в нём лишает всякого смысла пребывание искры в мирах, поелику опыт оказывается пустым. Для человека в мирах пределов его путь в спасение от гностицизма оказывается ещё более странным, чем спасение от христианства.
Тогда было высказано мнение, что спасение как растворение в Единстве Полноты - это лишь ширма для низших посвященных. Что есть ещё более глубокие уровни посвящения, недоступные рядовым гностикам, где открываются ещё более глубокие истины о бытии и о самом человеке, его смысле, его образе, его персональном эсхатоне. На это намекают и насмешки Христа из гностических евангелий. Лестница в небо может оказаться безконечной, София - это дверь, Христос - ключ, а уровни могут оказаться безчисленными.
Преодоление "земного притяжения", Солнечной системы и даже пределов Левиафана - это лишь начало. В конце концов и Абсолют может оказаться ограниченным в своём самообманном представлении о своём первобытстве... Но ответов на эти вопросы в открытых и доступных источниках нет.