Combat Car T2, самый уродливый и бесполезный американский танк, официально именовавший броневиком
В истории мирового танкостроения межвоенный период запомнился как время появления удивительных боевых машин и не менее удивительных решений с точки зрения организационных вопросов. Одним из них было то, что в ряде стран танки строились сразу для двух видов войск. Речь идет о кавалерийских танках, которые официально танками не являлись. Сама по себе такая концепция выглядит полным абсурдом, но такова жизнь. После окончания Первой мировой войны так получилось, что в нескольких странах танки официально закрепили за пехотой (при этом они еще и подчинялись артиллерии, поскольку официально считались самоходными пушками). Это означало, что кавалеристам вместо танков показывали фигуру из трех пальцев. Впрочем, им танки поначалу особо были и не нужны. Какой толк такому подвижному роду войск, как кавалерия, с каких-то там коробочек, которые передвигаются со скоростью легкого бега пехотинца? Кавалерии были нужны совсем другие машины, подвижные, способные действовать совместно с конницей. А таковой боевой машиной был... правильно, бронеавтомобиль. Вот только и с броневиками у американцев после окончания Первой мировой войны дела обстояли крайне неважно. До 1928 года кавалерия получала что-то вроде появившихся позже немецких кюбельвагенов, то есть машины с открытыми кузовами, броневая защита в виде боевого духа. То есть вообще без нее. Ситуация начала меняться осенью 1927 года, после того, как генерал-майор Герберт Кросби, с 1926 года возглавивший американскую кавалерию, поставил вопрос ребром. ПО его мнению, требовалась механизация кавалерии, причем касалось это не только грузовиков, но и специализированных боевых машин.
В 1928 году начался процесс механизации американской кавалерии, но поначалу у кавалеристов возникло впечатление, что над ними издеваются. Достаточно просто видеть, что такое Armored Car T1, первый официальный американский броневик, созданный после окончания Первой мировой войны. Это тот самый "кюбельваген", но с защитой радиатора и броневым листом вместо лобового стекла. Да, и еще пулемет с правой стороны. У полиции, которая гонялась за бутлегерами, были и того лучше аппараты. Уже на что-то был похож броневик T2, он даже, в ходе разработки, получил башню, но всё равно какая-то ерунда получалась. Да еще и с проходимостью у этих тарантасов дела обстояли не очень. На пожелание иметь что-то с проходимостью получше был продемонстрирован Six-ton Tank M1917, который кавалерией был воспринят как оскорбление. Стоит ли удивляться, что с лета 1928 года в Рауэй, где находилась U.S. Wheel Track Layer Corporation, стал наведываться майор Паттон. Он одним из первых узнал о существовании колесно-гусеничного танка Christie M1928, и как только Кристи стал демонстрировать свою машину, Паттон оказался одним из самых ярых ее сторонников. На фоне всего того мусора, который пытались скормить кавалерии, танк Кристи, даже в исходном виде, выглядел как звездолет.
От детища Кристи была в восторге и американская пехота, и кавалерия. И если в случае с пехотой ситуация выглядела несколько двояко (танк Кристи был слишком тяжелым и большим для легкого и слишком слабым по вооружению для среднего), то кавалеристам он подходил идеально. Особенно это касалось дальнейшего развития машины - M1931. Кавалерии удалось выбить три танка для своих нужд, а позже их число выросло до четырех. При этом американские военные экономили настолько сильно, что не всем кавалерийским танкам, официально именовавшимся бронемашинами (Combat Car, дословно "Боевая машина"), хватило орудийных установок T1. Поэтому четвертый Combat Car T1 (регистрационный номер U.S.A. W-404) получил крупнокалиберный пулемет. Одновременно кавалерия хотела получить и колесно-гусеничный броневик по той же схеме, но Кристи его делать отказался. По его мнению, спецификация подразумевала слишком узкое боевое отделение, да и сама бронемашина получалась немного несуразной.
Вполне вероятно, Кристи рассчитывал на торг с Департаментом Вооружений, полагая, что является монополистом. Но тут его ждала ошибка: во-первых, он в своё время продал Департаменту Вооружений свои патенты, причем и права на новые изобретения в течение последующих десяти лет. Таким образом, у явно не дружественной ему структуре оказались развязаны руки с точки зрения того, кому выдавать заказ. Во-вторых, у Департамента Вооружений и так имелась структура, способная сама разрабатывать танки и бронемашины. Прежде всего речь идет про Технический Департамент Танкового Корпуса и работавшем в нем Гарри Нокса. Эта структура обычно не "светилась", посему, например, разработчиком танка Light Tank T1 называют James Cunningham Son & Co., но на самом деле этот танк являлся разработкой Гарри Нокса, который его и разработал. Так вот, он же является реальным автором еще одной машины, более удачной, нежели семейство Light Tank T1. Речь идет о бронемашине T4, первом в мире броневике с несущим кузовом. На испытания броневик вышел в июне 1931 года, быстро показав высокие характеристики. Посему эту бронемашину приняли на вооружение американской армии как Armored Car M1. Так что кому достанется разработка колесно-гусеничной бронемашины, вопрос даже не стоял. Правда, Департамент Вооружений как-то не очень принял во внимание тот факт, что Armored Car T4 являлся одной из редких удач Нокса.
Изначально проект носил обозначение Convertible Armored Car T5, под таким обозначением машина была построена к сентябрю 1931 года арсеналом Рок Айленд. Постепенно этот арсенал снова стал главной площадкой для выпуска новых образцов машин. Впрочем, если бы речь шла о серийном производстве, скорее всего его оформили за James Cunningham Son & Co, как это случилось с Armored Car M1. Нередко Convertible Armored Car T5, быстро переименованный с Combat Car T2, называют разработкой на базе патентов Кристи. На это можно только широко улыбнуться, ибо с Кристи тут вообще ничего общего, кроме как наличие колесно-гусеничной схемы. Машина полностью являлась разработкой Гарри Нокса, вот только на ее фоне даже Light Tank T1 выглядел вполне разумно.
Внешне вроде бы привычная бронемашина, но внешность обманчива. Неспроста ее переименовали в Combat Car T2, ибо к танку она имела больше отношения. Длинный "клюв" не означал ровным счетом ничего, ибо мотор находился сзади. Им являлся 7-цилиндровый авиационный мотор Continental A-70 объемом 8,9 литров, который развивал мощность 165 л.с. при 2000 об/мин. Плюсом мотора было то, что он имел крайне небольшую длину, это позволило сделать моторное отделение максимально коротким. Располагалось оно в кормовой части, как и элементы трансмиссии. Полностью своей оказалась и ходовая часть, причем это вряд ли можно назвать достоинством. Что-то похожее на свечную подвеску можно наблюдать только у передней пары опорных катков, которые, на колесном ходу, были еще и управляемыми. Две пары задних опорных катков имели блокированную подвеску с двумя парами горизонтальных рессор. В исходном виде элементы подвески прикрыли экранами, но их быстро убрали. На колесном ходу использовались цепи Галля.
На что пожаловаться было нельзя, так это на недостаточный простор боевого отделения, а также отделения управления. Впереди размещались механик-водитель и его помощник, В походном положении они могли откинуть смотровые лючки, так что обеспечивался неплохой обзор. Неплохой, но не хороший, ибо впереди был непонятно кому нужный "клюв" (мотор-то стоял сзади). С точки зрения боевого отделения мучиться в арсенале Рок-Айленд не стали и поставили башню от Armored Car T4, вместе с вооружением. Оно состояло в спаренной орудийной установке T6, куда воткнули два пулемета - крупнокалиберный Browning M2HB и спаренный с ним Browning M1919. Второй M1919 находился на зенитном вертлюге. Если уж быть откровенным, то получившееся нечто лучше всего описать словами классика: "родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку". Вроде и не броневик, и не танк, с рядом спорных решений, да еще и страшное, как атомная война.
Вот и на Абердинском полигоне, куда данное чудо инженерной мысли попало в начале 1932 года, не очень поняли, что к ним прибыло. Габариты у аппарата были под стать бронемашине, а вот по массе он оказался вполне себе танком. Боевая масса составила 8378 кг, то есть тяжелее Light Tank T1E1. Броневая защита в лобовой части достигала толщины 12,7 мм (в отчете указана толщина 25,4 мм, но это не так), такая же толщина была у башни, борта имели толщину 9,5 мм. Может для броневика неплохо, но если считать это танком, то тут уже посмеивался Кристи. У него танков броневая защита была получше. Впрочем, имелся повод посмеяться и в другом плане. Удельная мощность Combat Car T2 составила 18,9 л.с. на тонну, что в полтора раза меньше чем у Armored Car T4. Стоит ли после такого удивляться, что машину быстренько перевели из бронемашин в "Combat Car"?
Практически с самого начала испытаний вышли из строя ленивцы. Поэтому от них быстро избавились, роль ленивца стала выполнять первая пара опорных катков. Там попытались снизить массу, используя алюминиевые траки. Отчасти удалось, но особо делу это не помогло. Максимальная скорость на гусеницах у облегченной машины составила 47 км/ч, но на коротких отрезках. А вот типовая максималка составляла 32 км/ч, то есть как у Light Tank T1E4. На колесах ситуация была немного получше (61 км/ч), но на длинных дистанциях она снижалась до 48 км/ч. Это почти в 2 раза меньше, чем у Armored Car T4. Последний упомянут не просто так: при установке цепей "Оверолл" он получал почти такую же проходимость, как и тарантас Гарри Нокса.
Впрочем, главные проблемы ждали на бездорожье. Тут выяснилось, что чрезмерная масса машины, приходящаяся еще и на кормовую часть, играет против нее. Машина даже на довольно простой, с точки зрения проходимости, участки целины чиркала брюхом за грунт, порой садясь на него. Да еще и высота преодолеваемого брода составила всего 0,32 метра. Далее заливался карбюратор мотора, и машина глохла. Критике подверглась и недостаточно мощная для машины такой массы силовая установка, которая сочеталась со слишком узкими гусеницами (а это и слишком высокое удельное давление на грунт). При повороте оружие задевало за углы на корпусе. На 5 положительных пунктов пришлось 22 отрицательных. Одним словом, Абердинский полигон Combat Car T2 машину забраковал, для войсковых испытаний она не годилась. Больше того, Абрединский полигон жирными буквами указал: "НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОСЫЛАТЬ ЭТУ МАШИНУ ДЛЯ ВОЙСКОВЫХ ИСПЫТАНИЙ В ЕЕ НАСТОЯЩЕМ ВИДЕ!".
В апреле 1934 года состоялось совещание, на котором была предложена идея переделать саму машину, а также установить более мощный мотор Continental R-670. На тех же оборотах он развивал мощность 200 лошадиных сил. Также было решено избавиться от "клюва" и ленивцев (хотя как раз этого полигон не требовал). В результате получилась доработанная версия машины, получившая обозначение Combar Car T2E1. На испытания она вышла в ноябре 1932 года. За счет увеличения мощности мотора и небольшого снижения массы подвижность чуть выросла, но не более того. Машина продолжала садиться на брюхо, да и ходовая часть всё еще оставалась такой же неудачной. Даже при снижении боевой массы до 7,5 тонн удельная мощность составила 26,6 л.с. на тонну, а полигон требовал увеличение мощности мотора на 50%. Работа экипажа оказалась такой же неудобной. Результатом стало то, что к началу 1933 года про Combat Car T2E1 забыли, как про страшный сон. Тем более что уже вовсю шли работы по куда более удачной машине - Combat Car T4. Причем Нокс не имел к ней отношения.
Про Combat Car T2 американские военные стараются не вспоминать. Оно и неудивительно: различных тупиковых боевых машин в истории американского танкостроения хватало, но они обычно имели хотя бы какую-то пользу. В случае же с Combat Car T2 получился полный провал. Даже что это такое, сказать сложно, то ли недоброневик, то ли недотанк. Надо сказать, что вскоре Гарри Нокс реабилитировался, создав Combat Car T5, но вот это чудо техники однозначно надо вписывать большими буквами в историю мирового танкостроения. Прекрасный образец того, как кавалерийские танки строить не надо. Может и хорошо, что Combat Car T 2 не отправили на войсковые испытания, ибо что по этому поводу сказал тот же Паттон, догадаться несложно.
Список источников:
US NARA
РГВА
Фотоархив автора
Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
www.enginehistory.org
Through Mobility We Conquer: The Mechanization of U.S. Cavalry, George W. Hofmann, The University Press of Kentucky, 2006
Другие статьи по американским легким танкам:
История создания Light Tank T1-T1E5, первого американского легкого танка полностью собственной разработки
Light Tank T1E4 и T1E6, ненавязчивое копирование Vickers Mk.E с патентованием украденного
Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте
Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным