Предлагаю рассмотреть тему саморазвития с философской и практической точки зрения. Ответим на вопрос почему человеку, в принципе, нужно совершенствоваться, в чем именно и как заниматься учебой себе в удовольствие? Это одна из важнейших тем, по моему мнению, так как от отношения к собственному обучению, независимо от возраста, зависит качество нашей жизни.
Кому более удобно воспринимать информацию в видео, ниже приложу ссылку моего ролика, на данную тему.
Саморазвитие.
Скорее всего, вы довольно часто встречали это слово в интернете, но, что оно означает? Это способность людей к активному и осознанному развитию. Приставка само- указывает на характер данного изменения человека - то есть, вы сами принимаете решения к совершенствованию. Данная способность присуща всем людям, и в то же время, встречает множество противоречивых мнений о ней, и возводится в ранг особых умений.
Возможно, в детстве, помещая нас в школьные заведения, в какой-то степени принуждая развиваться, при этом играть в подчиненных и подчиняемых, встраиваться в ложную структуру оценивания успехов и начальной версии социализации, несовершенная система показывает нам немного искривленную модель обучения.
Все вокруг говорит о том, что учиться Нужно и Сложно, и в дальнейшем, для многих, это превращается в барьер перед познанием и овладением нового.
Для чего человеку совершенствоваться?
Рождаясь, мы представляем собой относительно чистый лист, на котором написаны пока что только генно-заданные и общечеловеческие параметры. Развиваясь, в первые годы нашей жизни, мозг поглощает и обрабатывает неизвестную информацию из окружающего мира. Визуальные образы внешних объектов, звуковые волны несущие свой смысл, эмоции и поведение окружающих людей. Все это закладывает основы для составления первого мировоззрения ребенка. Очень простого, основанного на установках автоматической части мозга, отвечающего за питание, эмоции, игру, связь с родителями.
По жизни, человек проходит множество стадий понимания окружающего мира. Они образуются с добавлением, изменением или заменой старых фундаментальных убеждений. К примеру, вспомните, когда вы впервые поняли как появляются дети или по настоящему осознали тот факт что ваши родители, а следом и вы, однажды умрете. В окружающем нас мире людей, существует множество важных тем для понимания, и именно саморазвитие, дает нам способность для открытия стольких из них, сколько захочется изучить. К тому же, помимо знаний расширяющих кругозор, совершенствуясь, мы можем постичь интересующие нас занятия и стать в чем то специалистом, а в чем то любителем.
В чем различие между совершенствованием мировоззрения и навыка?
Обучаясь какому-то ремеслу, скажем программированию, вы тратите время, мозговую активность на запоминание, обработку и понимания работы с объектом интереса, изучая же политическую философию, (не на профессиональном уровне, если только вы не хотите стать специалистом) вы точно так же расходуете время, энергию и получаете знания, которые в дальнейшем необходимо будет осмыслить. Различие состоит в том, что в случае изменения своего понимания окружающего мира, вам не обязательно зачитывать до дыр информацию и ежедневная практика. Основная работа остается за накоплением опыта в разных сферах жизни и глубокими размышлениями по теме. К примеру, как разница между тем чтобы стать художником, и тем чтобы понять красоту картин.
Все это совершается само собой у всех людей до понимания азов, однако на этом, многие, к сожалению, останавливаются. К примеру, узнав, что мир был создан богом, для миллионов людей этого оказывается достаточно и разбираться в деталях, или пробовать новые концепции это уже сверх их сил. И не то чтобы в этом чья-то вина или проблема, просто нам всем случилось быть теми кем мы есть.
И так, очевидно, что умение развиваться это естественно и необходимо для человека. Чтобы стать лучше, зарабатывать больше, быть сильнее - нам нужно совершенствоваться в профессиональных умениях и знаниях. Для тех, кому повезло иметь желания познавать окружающий мир и самого себя, еще необходимо погружаться в специфическую учебу, с помощью науки и философии.
Учиться сложно?
Мало кто сможет поспорить с тем, что становиться лучше в чем-то - плохо, вместе с тем, кажется очевидной высокая сложность изучения нового. Почему так?
Скорее всего, в этом замешана сомнительная работа общества и мозга. В наше время, человечество еще никогда не было так близко к знаниям всего мира. Сперва библиотеки, теперь интернет. Прямо сейчас, и вы и я, можем стать профессионалом во всех сферах, изучить какой угодно язык мира и научиться совершенно любому искусству. Все что для этого необходимо, в вакууме, это источник информации, время и внимание. Как мне кажется, максимум за год, с реалистичным временем учебы, можно овладеть до хорошего уровня любым "сложным" навыком.
Что касается развития мировоззрения, то это не то что ставят в цель к достижению за какое-то время. Это постепенная нескончаемая цепь накопления и обработки опыта из всевозможных сфер жизни, чреда заблуждений, дискуссий и озарений. Важнейшим стимулом и преградой (в виду его отсутствия), для эволюции понимания окружающего мира и самого себя, является нескончаемое любопытство и критическое мышление. В будущем, мы обязательно рассмотрим эту тему подробнее, а сейчас, предлагаю сфокусироваться на вопросе совершенствования умений. Я полагаю, если меня кто и читает, то люди явно понимающие как расширять свой кругозор.
Как научиться чему угодно?
На этот вопрос существует два ответа. Один, истинный, напрямую отвечает на него, без излишеств. Второй же, дополняет предыдущий, ввиду несовершенства человека, ответвлениями и усовершенствованиями.
Чтобы овладеть новой профессией, выучить язык, научиться писать стихи - вам нужно изучать опыт успешных предшественников и постоянная практика. Человеческий мозг, создает нейронные связи от повторяющейся важной информации. Поэтому, чтобы знать и уметь, нужно продолжительное время быть посвященным выбранному делу. И если вы чему-то обучались, но ничего не вышло, то, либо вы посвятили делу недостаточно времени, либо не так уж и важно это было.
Развиваясь, все мы существуем в мире беспокойств, проблем и других отвлекающих событий. Наш мозг совершенно не понимает, для чего ему необходимо вдумываясь читать книгу, если под рукой есть телефон, в котором можно бесконечно смотреть на движущиеся изображения со знакомыми образами. Подкрепляя это воспоминаниями из учебных заведений, где занятия часто были скучными, а сессия такой напряженной, получаем негативное отношение под коркой. Такое же мнение у многих людей к физической активности. Не говоря уже о беге и упражнениях, люди не могут перенести даже простую прогулку на ногах. Как мне кажется, все это сводится к неприязни к мозговой и физической активности из за их энергетической затратности и заблуждений.
По этому, чтобы перестать откладывать и сопротивляться занятиям, для тех у кого есть такая проблема, я бы посоветовал искать вдохновения (мотивацию), а когда она случится, тут же совершать непоправимое - работать! На самом деле, самая большая проблема складывается когда человек вместо того чтобы заниматься делом, винит себя в том, что он не занимается делом. Но если вы поймали то чувство, когда хочется совершенствоваться, то лучше делайте это сразу, и узрите что учеба не такая уж и страшная. А потом, досидев до своего максимума, отложите и запланируйте дел на завтра. А если завтрашний день окажется не для этого, и вся следующая неделя. То создайте еще себе вдохновения. Однажды, мы рассмотрим этот вопрос подробнее. Ведь главная проблема человека не в том, что он не понимает почему ему необходимо заниматься, и не в том, что он не знает как это делать, а потому, что просто не может. Мозг будто думает совсем не о том, и призыв к действию не возникает.
Для решения этой проблемы, вкратце, очень советую попробовать на себе информационную диету с месяц. Ограничьте от себя всю лишнюю информацию, ту что воспринимается без особого смысла и толку. Заставьте себя поскучать.
Что происходит с человеком, который обучается почти ежедневно?
Однажды задумался: почему я должен тратить свою жизнь на изучения чего-то конкретного? Мир наполнен столькими профессиями, искусствами, видами спорта. Хочется заниматься всем и сразу, и в итоге не занимаюсь ничем.
И в целом, постоянное обучение - это очень изматывающее, скучное занятие, отнимающее все время, не так ли?
На самом же деле, это просто превратится в одну из многих ваших рутин. Точно такое же как работа, просмотр кино, или провождения времени с друзьями. Есть время, 4-5 дней в неделю, когда я занимаюсь саморазвитием. Иногда больше времени, иногда меньше. Это совершается как само собой разумеющееся, только с тем различием от многих других занятий, что это приносит не только удовольствие, но и внутреннюю гордость за себя. Это время проведено с пользой.
На последок хочу поделиться некоторыми лайфхаками, взятыми из прочитанных мною книг, для людей, у которых есть проблемы с самообучением. Только те, что оказались полезными на практике. Хотя, возможно для кого-то, действительной подойдет тайм-менеджмент и подъем в 4 утра. Все же, ниже будут описаны моменты, подходящие плюс-минус для всех. Дальше я бы советовал только погружаться в книги самостоятельно, и пробовать разные методы, благо таких целое море.
Обучаться в группе?
Самосовершенствование - дело, по сути, для одного, и ответственность в полной мере лежит на вас. Извне, необходимо искать помощь, но не решение проблемы безделья. Тем не менее, обучения в группе людей - намного более продуктивно и приятно. Рабочая атмосфера, помощь, поддержка - вот это все. Но найти таких людей, желающих работать с вами над общим проектом - задача не менее сложная. Но не упомянуть об этом было бы не правильно.
Понимание того как устроена учеба
Следующим шагом является накопление и обработка мозгом информации связанной с изменением личности: методы борьбы с так называемой прокрастинацией, азы работы мозга, повышение продуктивности. Думаю, необходимо знать то, почему наш мозг так сопротивляется время от времени, как ему противодействовать и перенастраивать.
Собственные размышления о мотивах
Также, я бы назвал обязательным изначальное обдумывание вопросов: Зачем мне это делать? Как мне это делать? Просто время от времени рассуждайте (говорите с кем-то, или с самим собой) о планах на жизнь, что вам нравится, что не нравится. Жизнь не идеальна, и иногда из головы вылетает весь настрой на саморазвитие. Время от времени, нужно напоминать себе, что действительно важно. Однако, если для кого-то важнее безделье, потребление и мемы в сети - это их выбор. Я не пытаюсь доказать, что есть жизнь и занятия, которые более важные или правильные. Это все субъективно и относительно, и скорее всего для людей с более схожими с моими принципами. Все же это совсем не значит, что бездельничать и сидеть в интернете нельзя. Нельзя не разобраться с приоритетами.
Так ли важны книги?
Честно говоря, большая часть информации, которую я использую в своем профессиональном обучении, это видеоролики на Ютуб и сторонние тематические сайты. Я читаю книги время от времени, половина из которых художественные, но они скорее годятся больше на развитие моего мировоззрения, чем для обучения. Видео воспринимается приятнее, а в статьях можно получить информацию более сжато, по возможности ближе к сути.
Если не получается заниматься - не занимайся
Стоит отличать лень, от негатива. Если вам плохо, я бы не стал заниматься учебой и связывать негативные ощущения с позитивным делом. Отложите это на столько, на сколько нужно, приведите жизнь в порядок. Но не стоит подстраивать это под оправдание лени. Честно говоря, часто именно работа над своим делом - это именно то, что успокаивает и приводит чувства в норму. Пробуйте, что лучше для вас. Главное всегда возвращайтесь к тому что важно.
Самодисциплина
Мы однажды поговорим о свободе воли конкретнее. Сейчас же я хочу сказать, что вы можете называть это как хотите. Да, будет время, когда вы сможете себя заставить заниматься, а иногда это может не получиться. Я все же советовал бы выстраивать позитивные отношения со своей учебой. Это не является каторгой и чем-то невероятно сложным чтобы принуждать себя к действию, на самом деле. Если вы занимаетесь тем чем хотите, но вам тяжело, попробуйте переждать, или попробуйте другой подход, скорее всего это с непривычки и мозг просто сопротивляется.
Отвлекающие факторы и ритуал
Здесь все просто, и об этом мало кто не знает. Чем больше вещей вас отвлекают от учебы, тем быстрее это обучение закончится.
Отложите телефон в сторону, включите ненавязчивую музыку (если хотите), сделайте чашку чая или кофе, и за работу. Все это совершенно не обязательные вещи, но мне как то проще, когда я выполню ряд определенных ритуалов перед работой.
Отдых
Во время своих занятий, можете в любое время сделать небольшой перерыв, или совсем прервать его. Не нужно иметь установку учиться по 8 часов в день, должно быть Желание учиться столько сколько хочется. Даже если это будет 8 или 2 часа. К тому же не стоит забывать о привязке негативных эмоций к желаемой привычке обучаться. Когда вы устаете, вы сильно теряете в продуктивности, и удовольствия от такой учебы сильно падает. Перерабатывать свое запланированное время лучше только в том случае, если есть силы и желание.
***
На последок хочу сказать, что мы живем в мире с множеством интересной информации и умений. Развивайтесь не для того чтобы стать лучше кого-то, а чтобы стать лучше себя и для себя. И кстати, оказывается это может быть достаточно увлекательным занятием.
Ссылка на видео: Саморазвитие философа
Ютуб канал: Юген
Telegram: Yugen