В начале Великой Отечественной войны, СССР потерял большую часть танков, которую имел на западных границах. Из Т-34 уцелело только 1/5 часть, от КВ - четверть. Восполнить эти потери было нечем.
Зато у СССР было налажено производство легких танков, которые и заменили тяжелые танки в первые месяцы войны.
Одним из таких легких танков был Т-60, производство которого в первые дни войны было налажено на московском заводе № 37.
Московский завод до войны выпускал плавающий танк Т-40. Но в июне 1941 года его модернизировали под танк огневой поддержки Т-60, дооснастив 20-мм авиационной пушкой. Все конструкторские работы были осуществлены за девять дней.
В сентябре завод выпустил первый опытный образец Т-60.
Т-60 рассчитывался на 2 человека экипажа, и был предназначен для уничтожения живой силы противника с огневыми точками. Дальность его выстрела была - 2 км. Стреляя бронебойными снарядами он был способен пробивать 35 мм броню.
В ноябре 1941 года Т-60 принял боевой крещение в боях под Москвой.
Немцы прозвали Т-60 "не истрибимой саранчей" из-за массового их использования при атаках немецких позиций.
Но в 1942 году, с приходом в действующую армию достаточного количества средних танков, Т-60 начал использовать по основному назначению - для связи и разведки. Выпускать его начали с более крепкой броней - 35 мм. Т-60 выполнял разнообразную фронтовую работу - перевозил пакеты с приказами на огневые рубежи, вывозил раненых, доставлял ремонтников к подбитым танкам и еще много другой, хоть и незаметной, но очень нужны службы.
Т-60 приняли участие в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года. Они обладали хорошей проходимостью по льду Невы. Поэтому их пустили первыми на ее форсирование.
12 января 140 танков Т-60 61 танковой бригады в первых рядах смогли прорваться через Неву на соединение с Волховским фронтом. Они первыми встретились с частями Волховского фронта, прорвав таким образом блокаду 18 января.