Коммуникации - это обмен информацией. Процесс коммуникации всегда предполагает несколько участников. И как это полагается, каждый из участников преследует те или иные цели.
Но когда мы стараемся решить какую-то задачу через коммуникации, то зачастую забываем о том, что другая сторона тоже может иметь какие-то цели, и здесь нарушается этот "обмен", который заложен в определении коммуникаций. Это влияет на саму результативность процесса.
Но также можно посмотреть на характер самого процесса коммуникации - и чтобы этот процесс был комфортным, мало только лишь иметь в виду цели другой стороны процесса. Важно понимать вообще, что за человек стоит напротив: какая у него система ценностей, какие могут быть приоритеты, какие предпочтения и взгляды, увлечения.
Замечено, что мы часто видим в человеке функцию - он должен передать ту или иную информацию или сделать что-то, что нам необходимо. А если он поступает не в соответствии с ожиданиями, мы склонны давать ему какие-то оценки, а некоторые люди при этом склонны не просто давать оценки, но и делать какие-то строгие выводы насчет того или иного человека.
Понимание самой личности человека может, с одной стороны, помочь наладить с ним процесс коммуникации, а с другой стороны, избавить от желания давать человеку какие-то оценки.
Пояснить эту мысль проще, если разделить коммуникации на два уровня: эмоциональный («мне приятен этот человек, я хочу с ним взаимодействовать/работать/общаться») и, скажем так, материальный («с помощью этого человека я получу то-то и то-то, он может быть мне полезен тем-то и тем-то»). Полагаю, что так и должно быть, только между этими двумя позициями не должно быть перекоса.
Как наладить этот эмоциональный уровень, о котором мы часто забываем?
Искренне поинтересоваться у человека чем-то, что связанно с его жизнью: задать какой-то вопрос про увлечения, спросить его мнения о том, что его может заинтересовать.