Найти тему
Mantropology 🏆

Александр Можайский: российский офицер, который построил самолет за 20 лет до братьев Райт

Оглавление

Несмотря на то, что во второй половине XIX века люди начали все больше задумываться о потенциале летательных аппаратов, ни военные, ни правительства этой темой особо не интересовались. И это логично, ведь все тогдашние самолеты существовали только на бумаге. Поэтому будущее мировой авиации полностью лежало на плечах энтузиастов, готовых тратить деньги и время на изготовление прототипов. Одним из них был офицер Российского императорского флота Александр Федорович Можайский, который, как считается, был первым, кто преуспел и оторвался от земли. Рассказываю, как ему это удалось.

А.Ф. Можайский
А.Ф. Можайский

Помог опыт моряка

Можайский не много понимал в аэродинамике, ведь тогда аэронавтика еще не имела научной базы как таковой. Говорят, что на разработку самолета Можайского вдохновили птицы, которых он дотошно изучал. Но, конечно, чтобы построить летательный аппарат недостаточно быть натуралистом. Если взглянуть на биографию офицера, то становится ясно, откуда взялся его инженерный гений.

Начнем с того, что каждый моряк понимает, как ветер взаимодействует с плоскостью паруса, но одно дело теория, а другое – практика. В 1954 году, когда Можайский находился в составе команды фрегата «Диана» у берегов Японии, корабль оказался сильно поврежден цунами и затонул. Тогда командир «Дианы» Лесовский приказал команде строить новую шхуну по чертежам из журнала «Морской сборник». Ряд биографов пишут, что именно Можайский руководил строительством и был автором проекта шхуны «Хеда», на которой экипаж вернулся в Россию.

Шхуна «Хеда». Картина Е.В. Войшвилло
Шхуна «Хеда». Картина Е.В. Войшвилло

Шесть лет спустя Можайского назначили командиром клипера «Всадник». Корабль еще не был достроен, так что нашему герою довелось принимать непосредственное участие в оснащении судна и настройке силовой установки. Так Можайскому довелось ближе познакомиться с принципом действия парового двигателя и конструкцией винта.

Первый полет на нечистой силе

Уже через пару лет, в 1862 году, Александр Федорович перешел на гражданскую службу, с 69-го начал экспериментировать с воздушными змеями. По началу Можайский действовал в лоб и буквально использовал в конструкции птичьи перья, но с годами его методы развивались и к 1877 году он сумел построить воздушный змей, способный поднять человека.

По словам очевидцев, планер Можайского уже имел фюзеляж в форме лодки, крыло и разгонялся на конной тяге. Говорят, что местные крестьяне объясняли полеты Можайского тем, что он связался с нечистой силой и старались лишний раз не смотреть на него, чтоб не сглазить.

Модель самолёта А. Ф. Можайского из московского Политехнического музея
Модель самолёта А. Ф. Можайского из московского Политехнического музея

Создание натурного самолета

С результатами своих опытов Можайский обратился в Военное министерство, где ему выделили 3000 рублей на проверки концепции. К 1878 году конструктор понял, что испытаний на моделях недостаточно и для получения дальнейших данных нужно строить полноценный самолет, которым смог бы управлять человек. Он запросил у министерства еще 19 000 рублей, но получил отказ. Тогда Можайский стал вкладывать в проект свои средства.

К счастью у Можайского появилось несколько инвесторов, так что он смог позволить себе поехать за границу и заказать у фирмы «Арбекер-сын и Хемкенс» паровые двигатели для своего аппарата.

Летом 1882 года конструктор представил под Петербургом свой самолет По какой-то причине подробных документальных свидетельств об испытаниях машины не сохранилось. До нас дошли только публикации, сделанные уже после смерти Можайского. В одной говорится, что самолет потерпел крушение на взлете, а другая добавляет, что имел место кратковременный отрыв от земли.

Правда ли это был первый полет?

Из-за недостатка данных вокруг первенства Можайского до сих пор ведутся споры. Его ближайший конкурент – француз Феликс дю Тампль. Его самолету 1874 года тоже приписывают кратковременный отрыв от земли, но подробной информации аналогично нет.

Советская почтовая марка с самолетом А.Ф. Можайского
Советская почтовая марка с самолетом А.Ф. Можайского

Вообще, мнения вокруг самолета Можайского разделились и перешли скорее на идеологический уровень. Одни говорят, что из-за слишком короткого крыла и узкой колеи шасси он был обречен на провал. Другие парируют, утверждая что можайскому не хватило только мощности двигателя, что он опередил свое время, и будь у него двигатель внутреннего сгорания, Можайский обязательно полетел бы.

На самом деле все это не так важно. На заре аэронавтики любой энтузиаст, готовый годами развивать эту область науки, был на вес золота, и сам по себе самолет Можайского – это личный подвиг. Жаль, не сохранилось точных данных о конструкции аппарата, чтобы испытать концепцию на практике.